Сайт единомышленников Болдырева Юрия Юрьевича

  •    «Я предложил шахтёрам: Не ждите, что кто-то добрый за вас решит проблемы. Выдвиньте своего человека и предложите разным партиям, любым, кто возьмёт. Мы — возьмём. Только давайте так, если в Думе начнёт налево и направо собой торговать — сами с ним разбирайтесь. Нам нужны такие, чтобы потом не продавались... Знаете, что они мне отвечают? «Таких, чтобы не перепродавались, не бывает». Что мне осталось им сказать напоследок? Нечего плакать. Если у вас таких не бывает, то вам ничего не остаётся, кроме как идти и сдаваться тем, у кого такие бывают — китайцам, японцам, американцам... Если общество не способно бороться с предательством — оно просто будет стёрто с лица земли. Это — то главное, что, похоже, наши люди ещё не осознали»

ВНЕШНИЕ ВЫЗОВЫ И КАДРОВЫЕ РЕШЕНИЯ

23.02.2007


Конечно, наш президент – не первый осознавший то, что мир услышал от него в Мюнхене. И даже не первый, сказавший это публично. Но в силу должностного положения он, казалось бы, мог быть услышан и понят. И опять же в силу должностной ответственности за его словами должны следовать действия.

Реакция адресата – участников Мюнхенской конференции – была не вполне адекватной, и это неудивительно. Глупеньких там не было, и чьё они мясо кушают, все знают. Важнее другое: услышали ли своего президента в нашей стране? Более того, услышал ли он себя сам и намерен ли внутреннюю политику привести в соответствие с внешними вызовами?

 

Рассчитывать на то, что оглашённое за рубежом «президентское послание» нынешней нашей политико-экономической элитой будет принято к исполнению, наивно. Но возникли основания рассчитывать на другое – на радикальные кадровые решения. Те самые, без которых, как большинство наших граждан это давно понимают, все наши «васьки» будут и дальше слушать и есть.

 

Кадровые решения состоялись. Что поняли из этих решений те, кто, вслушиваясь в речь своего президента в Мюнхене, буквально готовы были подставить ему плечо? Те ли это решения, на которые мы вправе были рассчитывать?

 

Большинство комментаторов обратили внимание на выравнивание статусов двоих кандидатов в «преемники», и это, конечно, интересно. Но важнее другое: сможет ли курирование промышленности повышенным ныне в должности бывшим министром обороны изменить промышленную политику? И не поздновато ли это теперь, когда все условия нашего вступления в ВТО уже согласованы?

 

Далее: предположим, промышленная политика будет скорректирована, но в ключевом – финансово-экономическом блоке – всё без изменений. Как работали Минфин с Минэкономразвития и Центробанком насосами по выкачиванию соков из национальной экономики, так это и продолжается.

 

Таким образом, в главном, определяющем, ничего пока не изменилось. Что ж, присмотримся к частностям, нюансам.

 

Удивил выбор кандидатуры на роль нового министра обороны. Да, можно допустить, что бывший руководитель налоговой службы – прекрасный финансист и управленец. Но разве Министерство обороны – единственное место, где такие кадры нужны? Или после свежих скандалов с организацией Минздравсоцразвитием закупок лекарств укрепление этого ведомства надёжными управленцами-финансистами не требуется?
 
С другой стороны, в советское время, родом из которого мы все, одни шли туда, где ковался оборонный щит страны, где создавались наши высокие технологии, другие – туда, где дефицит. Это не просто факт биографии, это – шкала интересов и ценностей, концентрированное мировоззрение. И кто теперь нужнее нашей армии – неужто «мебельных дел» тех времён мастера?

 

Хотелось бы надеяться, что я ошибаюсь. Но сказанное мною – типичная реакция людей того круга, из которого я в своё время пришёл в политику, людей, вся жизнь которых в советский период была связана с обороной страны, причём обороной не дубиной, а современным высокотехнологичным оружием.

 

А ошибаюсь я или нет, мы быстро сможем понять: в армии много финансово-экономических и правовых проблем. Возьмём не самую сложную, а совсем элементарную: в середине 90-х повысили военные пенсии, но повышенные пенсии не выплачивались. Спустя десяток лет развилось целое движение судебных исков против Министерства обороны, задолжавшего военным пенсионерам от 20 до 40 тысяч рублей каждому, и это если без процентов. Ситуация очевидна, и судебные процессы легко выигрываются, но очередь в судах на приём заявлений выстроилась в ряде городов уже чуть ли не на год вперёд. Многие старики до своей маленькой победы не доживут – на то, видимо, и расчёт. Так разве власть не способна прекратить это издевательство над теми, кто не сидел на дефиците, а рисковал жизнью в подводной лодке или в кабине перехватчика?

 

Способна, но захочет ли – увидим.

 

Кстати, об асимметричном ответе, который мы готовим. Для любого государства и общества естественно противодействовать внешним посягательствам. Но при нынешней моде на огульное отрицание уже и всего ценного, что есть в современной западной цивилизации, кто-то, может быть, и не догадывается, что у «товарища волка» подобные нашим отношения к своим военным пенсионерам представить себе невозможно. И если мы хотим, чтобы наш ответ был не только асимметричным, но ещё и эффективным, невредно хотя бы в этом элементарно брать пример. Здесь секретов нет, и нанимать дорогостоящих советников точно не требуется.

 

И вернёмся к перестановкам в правительстве. Налицо новые вызовы: текущие, не чрезвычайные – ведь при всей серьёзности положения ничего принципиально нового наш президент вдруг не осознал, даже если европейскую общественность своей откровенностью и шокировал. Здесь применим критерий, позволяющий оценить степень адекватности всей нашей административной системы. Если для реагирования на эти вызовы достаточно поменять людей на тех или иных ступеньках, значит, система более или менее выстроена и работает. Если требуется периодическое изменение количества ступенек, например то с пафосом упраздняются, то вновь вводятся должности зампредов правительства, первых зампредов правительства, а также новых первых зампредов правительства, – явный признак неполадок в системе. Если же плюс к тому людей передвигают ещё и вместе с их ступеньками, например ступеньку руководителя аппарата повышают до зампреда правительства,– это уже либо полный отказ от какой-либо системности в управлении, либо модель управления сугубо имитационная, фактически настраиваемая на решение вовсе не тех проблем, о которых публично так чётко заявлено.

 

Конечно, управлять можно по-разному. Но удастся ли с такой системой управления не то чтобы дать – хотя бы даже разработать и спланировать адекватный «асимметричный ответ» на нынешние, совершенно реальные внешние вызовы? Не говоря уже о нарастающих внутренних проблемах и противоречиях…

Анонсы
Встреча с Юрием Болдыревым в Петербурге!
Анонс мероприятия: «Экономика России: радужные обещания и мрачные перспективы»
Наши партнёры
Радиопрограмма «Народный интерес»  Нейромир-ТВ. Народное телевидение