Сайт единомышленников Болдырева Юрия Юрьевича

  •    «Я предложил шахтёрам: Не ждите, что кто-то добрый за вас решит проблемы. Выдвиньте своего человека и предложите разным партиям, любым, кто возьмёт. Мы — возьмём. Только давайте так, если в Думе начнёт налево и направо собой торговать — сами с ним разбирайтесь. Нам нужны такие, чтобы потом не продавались... Знаете, что они мне отвечают? «Таких, чтобы не перепродавались, не бывает». Что мне осталось им сказать напоследок? Нечего плакать. Если у вас таких не бывает, то вам ничего не остаётся, кроме как идти и сдаваться тем, у кого такие бывают — китайцам, японцам, американцам... Если общество не способно бороться с предательством — оно просто будет стёрто с лица земли. Это — то главное, что, похоже, наши люди ещё не осознали»

Самое время для «электронного правительства»

18.01.2010

Источник: Столетие

Прогресс наступает. Хотя и не без сбоев. Казалось бы, элементарно учитывай все плюсы и выгоды, но и опасности – подстраховывайся от сбоев в работе бездушных машин. Тем более – от сбоев, целенаправленно закладываемых в их работу людьми. Но нет – мы опять святее папы римского.

Простая цепь совсем недавних событий. Сначала выявлена схема масштабного ограбления группой сотрудников Пенсионного фонда и Сбербанка пенсионеров и государства – при помощи специальных изменений в программное обеспечение. Затем крупный сбой в системе электронных платежей – одна операция по снятию средств реализовывалась дважды. Затем апофеоз видимый, буквально бросившийся в глаза: на Садовом кольце на рекламном стенде демонстрируется порнофильм – тоже, вроде как, компьютерный сбой. И, наконец, апофеоз, простому человеку незаметный, но истинный: из сотни тысяч видеокамер наблюдения, установленных по всей столице страны, около тридцати тысяч оказались всего лишь муляжами, а движущаяся реалистичная картинка на пункты милиции отправлялась из компьютера, где была создана заранее или синтезировалась по ходу (эти детали мне неизвестны) специально для создания видимости работы этих муляжей. Что следующее?

 

Следующее известно. Если кто не заметил, напомню: в канун нового года нам, в почти полном соответствии с Конституцией, пообещали. Что же?

 

Во-первых — всеобщее прямое равное тайное электронное голосование. То есть, действительно, в почти полном соответствии с мировыми стандартами и нашей собственной Конституцией. Если и отличается, то совсем чуть-чуть, только на одно словечко. То есть, отличается даже меньше, чем в любой другой сфере. Возражения есть? Не последовало.

 

Во-вторых – электронное правительство. Тоже, надо понимать, отсебятины, то есть дополнения к Конституции, — всего на одно словечко.

 

Вот славненько заживем?

 

Мне, конечно, возразят, что «электронное правительство» — это не собственно правительство, а только метафора. В том смысле, что чудо-машины будут в автоматизированном режиме исполнять функции по оказанию «государственных услуг» населению. Что ж, автоматизированные услуги – это, конечно, здорово. Но, во-первых, с чего это вдруг наша власть стала изъясняться с нами метафорами? И, во-вторых, какое отношение все это имеет к такому базисному конституционному понятию, как «правительство»? Как ни перечитывал Конституцию: хоть с начала до конца, хоть от конца к началу, но понятия «государственные услуги» в ней (тем более, в привязке к правительству) не нашел. «Направления деятельности» и «полномочия» — есть. «Услуг» — нет.

 

Мне опять возразят: у вас же, в кои-то веки, не отбирают, а вам дают, добавляют. То есть, понятие «полномочия» вовсе не изымается, но к нему добавляются еще и услуги – разве плохо? На первый взгляд, как будто бы, и неплохо. Но только где-то я эту демагогию уже слышал – где же? Вспомнил: когда начиналась приватизация, нам с тем же пылом доказывали, что чуть ли не впервые в человеческой истории государство у нас не отбирает, а, напротив, нам дает – целый ваучер, и теперь главное – суметь распорядиться им ответственно. Что из этого вышло (что нам дали, а что в результате отняли) – теперь общеизвестно. Но вот ведь вопрос: тогда, когда на кону была масштабная общегосударственная собственность, принятый парламентом закон об именных приватизационных счетах (когда все безусловно учтено, в том числе, пожалуйста, и в электронной форме) почему-то исполнительной властью не приветствовался и даже был подменен указом президента об обезличенных ваучерах (которые можно было бесконтрольно перепродавать, скупать, воровать, подделывать и т.п.). То есть, тогда, когда именная фиксация и строгий учет помогали бы наблюдать и контролировать распределение прав собственности, возможности такого учета и его автоматизация никак не приветствовались, но даже и саботировались. Когда же масштабная игра с собственностью уже сыграна, почему бы не вернуться к тотальному электронному контролю. Но только заметьте: не за реализацией полномочий правительства (таких, как исполнение бюджета, управление госсобственностью и т.п.), а лишь за предоставлением им населению неких «услуг»… Более того, зачем опять контроль? Пусть машина сама эти «услуги» и предоставляет…

 

Но, может быть, если эта увлекательная игра в «электронное правительство» базисные полномочия и ответственность правительства не затрагивает, а касается лишь чего-то дополнительного, факультативного, так и пусть будет – никому же не мешает?

 

С одной стороны, конечно, да: если базисные полномочия все это не затрагивает, так пусть себе дяденьки в свои бирюлечки играются. Но, с другой стороны, где вы видели, чтобы правительство добровольно принимало на себя ответственность за что-то лишнее, дополнительное? Или, может быть, у них есть лишнее время и лишние люди?

 

И тогда единственная реальная гипотеза: мы имеем дело с бессовестной попыткой перевода ряда фактических полномочий власти в категорию «услуг». На уровне «хочешь – пользуйся, а не хочешь – не пользуйся». Например, купил ты квартиру – жить-то где-то надо. А затем, если хочешь, то регистрируешь ее в соответствии с требованиями закона. А если не хочешь – не пользуешься «государственной услугой» и не регистрируешь. А то, что в соответствии с законом право собственности у тебя наступает лишь с момента госрегистрации, а без пользования «услугой» ты денег как будто бы не платил и собственности не приобретал, так ты же сам не захотел воспользоваться этой правительственной «услугой»…

 

Не абсурд? Не издевательство? Этакое грандиозное симулирование «свободного рынка услуг»…

 

Кстати, пенсию получать – тоже, надо понимать, пользоваться правительственной «услугой». Равно как и ее предварительно оформить. Хочешь – пользуешься «услугой». Не хочешь, чтобы тебе «услужили» – так с голоду умираешь. При том, что твои прежние обязательные (установленные законом) отчисления в пенсионный фонд и налоги в бюджет (из которого и финансируется ныне значительная часть пенсий) почему-то твоими «услугами» государству не признаются и в качестве таковых не рассматриваются. Отчего же такая явная несимметрия?

 

Скажете, что я преувеличиваю, гиперболизирую? Вовсе нет. И верный признак тому – новая реклама государственного Пенсионного фонда.

 

Казалось бы, кому и зачем вообще нужна реклама пенсионного фонда? Равно как и, например, паспортного стола, прокуратуры, санитарно-эпидемиологической службы или, уж совсем очевидно, СИЗО в Лефортово: попадешь ты туда или нет – абсолютно не зависит от степени твоей информированности о его существовании.

 

Но это если Фонд реализует предоставленные ему государством полномочия. Но если оказывает «услуги» — все уже совсем иначе. Тогда обязательно должно быть что-нибудь типа: «Выбирайте Пенсионный фонд России – мы лучше, чем кладбище!». Да, конечно, до подобного еще не докатились. Но начали как будто бы с простого «информирования» — просвещения в части новых терминов типа «валлоризации». А дальше уже понесло. И разве далека по сути от мною для них придуманной реклама, которую мы все видим по телевизору: «Пенсионный фонд России – работаем для всех, заботимся о каждом!». Так и СИЗО работает для всех. И тоже заботится о каждом. А как заботится прокуратура! Представляете, какие деньги можно отмыть на рекламе, если и это все перевести в услуги. Например: «Вот обычная прокуратура, а вот прокуратура города Таганрога…». Или: «Обычный Конституционный суд лишь замазывает пятна на Конституции, а наш российский – их трактует и выводит»…

 

Понятно, ребята заигрались. Ведь одни и те же: сегодня в Минфине – завтра в Сбербанке. Затем, когда место в Сбербанке надо освободить для очередного из Минэкономики – перебрасывают на Почту России. И получаем отмывку денег на рекламе с бедными старушками, пропадающими в зеленом трамвае (недвусмысленный намек на Сбербанк)…

 

А в Пенсионном фонде – другие, что ли? Как-то иначе понимающие свою службу и свой долг? И вот видят они рекламу Сбербанка: он теперь, оказывается, даже Деду Морозу подарки дарит. И оторопевший, не верящий в неожиданное счастье Дед Мороз: «Это мне?». Он-то уже старик, и если из ума еще не выжил, то точно должен бы понимать цену таким «подаркам». Ему ведь, если он до 1945 года рождения, то пропавшие в Сбербанке вклады до 1991 года «компенсируются» с головокружительным коэффициентом «3», а если помоложе и понеопытнее (а бороду лишь приклеил для солидности), то коэффициент еще круче – «2». При том, что индекс цен (изменение покупательной способности рубля) – примерно сто к одному (сто нынешних рублей как один прежний советский). Таким образом, либо Дед Мороз из рекламы Сбербанка все-таки из ума совсем выжил, либо все остальное (когда поначалу счастливый и с «подарком» подойдет к окошечку за компенсацией) – за кадром рекламы…

 

…И видят все это братья из Пенсионного фонда, и просто завидно им становится: Сбербанку на рекламе деньги отмывать можно, а нам – нельзя? Несправедливо. Как нам их не понять?

 

Особая статья среди правительственных «услуг» – услуги спонсорские. Казалось бы, в цивилизованном мире спонсорство – дело сугубо частное, то есть частных граждан и столь же частных корпораций. Но у нас главные «спонсоры» — организации государственные и полугосударственные. А кто у нас по Конституции управляет федеральной собственностью? Правительство. Причем никакое не «электронное», а состоящее из живых и весьма, скажем так, жизнерадостных (чтобы не сказать «грешных») людей. «Газпром – национальное достояние!» — все видели и слышали? Сколько деньжат на этом отмыли – даже представить себе сложно. Но вот новость: Газпром отказывается быть спонсором Олимпиады в Сочи. И обоснование: Газпром, выясняется, не занимается розничной торговлей и потому в рекламе не нуждается. Правда? А на «национальное достояние» зачем тогда такие деньжищи потратили? Нет ответа. Только версия: на рекламу деньги тратим и распределяем и перераспределяем сами, в том числе, по своим же «непрофильным» активам. А здесь надо взять и выложить деньги кому-то другому, читай, альтернативному приправительственному (тоже вовсе даже не электронному) клану, чтобы они уже распределяли и перераспределяли…

 

А вообще напомню: у нас ведь энергообеспечение – услуга. Хочешь – живешь, не хочешь – так замерзаешь. Можно, конечно, от такой услуги попытаться сбежать туда, где теплее, на юг. Но, очевидно, такой же «услугой» становится и предоставление нам в пользование дороги для проезда на машине до Черного моря. А не хочешь платить – пользуйся услугой более дешевой…

 

Конечно, в истинно рыночной экономике, каковую наше правительство все неустанно изображает, возможна альтернативная услуга – доставка до моря на поезде. Но вот незадача: концерн РЖД, в отличие от Газпрома, как раз торгует на розничном рынке, и потому, надо так его понимать, заинтересован в рекламе. Но вместо рекламы делом, то есть простой, понятной и эффективной – предоставления широкого доступа к информации о маршрутах и тарифах, а также обеспечения достаточного для всех желающих объема подвижного состава, наш РЖД избирает путь нетривиальный – дает согласие на спонсорство олимпиады в Сочи. С чем сторонников этой олимпиады, конечно, поздравляю, но пассажиров РЖД – вряд ли. Ведь никакого иного источника «спонсорских» средств на эту олимпиаду, кроме тарифов на перевозки, у РЖД, очевидно, нет. И отказаться от этой «услуги» нам не удастся: как мы выше уже заметили, дороги (во всяком случае на юг) планомерно переводятся на платную основу.

 

Кстати, вопрос для наивных: как вы думаете, «электронное правительство» будет ли более ответственно относиться к государственной собственности? В частности, «спонсорство» за государственный счет бездушной электронной рукой пресечет?

 

А ведь ответ известен. Это, как мне подсказывает мое прошлое техническое образование, зависит от того, что в него заложат программисты (тоже жизнерадостные). Причем, заложат то ли явно, а то ли еще и скрыто…

 

Таким образом, суть понятна: самое время вносить изменения в российские толковые словари, и термин «услуга» в них начинать трактовать как нечто обязательное и практически безальтернативное, за что с вас обязательно снимут немалые деньги, но что к тому же еще угрожают перевести исключительно в электронную форму. Вроде, для удобства населения. И одновременно чтобы спросить в случае чего было не с кого…

 

Кстати, Вы когда-нибудь пенсионера у банкомата видели в ситуации, когда машина ему что-то не выдает или, не дай бог, не отдает почему-то его дебитовую карту? Вы масштаб его паники себе представляете? А возможность потом кому-то что-то доказать? А последствия для здоровья? Это в ряде случаев тоже, надо понимать, такая «услуга» — по омолаживанию населения путем… сокращения количества стариков…

 

Конечно, как всякий пишущий, хотел бы быть понятым читателем правильно. И вовсе не спешу быть зачисленным в ортодоксы – в число тех, кто не понимает пользы от научно-технического прогресса и лишь потому критикует «электронное правительство», что сам боится в будущем оказаться в положении вышеописанных стариков (хотя, согласитесь, способность поставить себя на место другого – тоже не худшая из человеку присущих). И эту статью я отнюдь не пишу от руки и не диктую машинистке – разумеется, пользуюсь ноутбуком. Но именно как инженер по первому образованию, как в прошлом специалист по технической диагностике не самых простых из технических систем в оборонной сфере, наконец, как по последующей работе в той или иной степени специалист по государственному управлению и одновременно по управлению и людьми, коллективами, могу с уверенностью утверждать: запущенный ныне в обиход термин «электронное правительство» и вся суета вокруг соответствующих программ – вещи весьма небезобидные. Такая подмена понятий случайной не бывает. И не надо быть семи пядей во лбу, чтобы сообразить: есть функции клерка, которые можно и должно постепенно переводить в автоматизированную форму (типичный пример – получение денег со своего счета в банкомате). Но и это должно делаться, в том числе, в денежной сфере, при неукоснительном обеспечении надлежащего контроля и ответственности конкретных должностных лиц, имеющих какое-либо отношение к соответствующей системе. С другой стороны, есть функции должностного лица, принимающего решения в условиях неполной формализованности действий или даже недостатка информации – они по определению не могут быть полностью автоматизированы.

 

Что делает и за что ответственно у нас правительство – билеты проверяет в трамвайчике у зайчиков и все? Тогда самое время Белый дом в Москве закрывать и вместо него ставить один небольшой компьютер – вот тебе и все «электронное правительство». Если же правительство по Конституции хотя бы управляет федеральной собственностью (не говоря уже о всей полноте исполнительной власти), то ни о каком «электронном правительстве» даже по недоразумению и заикаться-то неуместно…

 

И еще пара замечаний.

 

Первое. Если естественный отбор кадров во власти и на госслужбе у нас практически заменен противоестественным, то трудно ожидать иного отбора и подрядчиков на выполнение государственных заказов, в том числе, в сфере элементарной автоматизации (которую вовсе необязательно пафосно называть «электронным правительством»). Примеры? Пожалуйста – лишь несколько самых свежих.

 

Менее года назад Рособнадзор выпустил ладненькие бланки ЕГЭ для выпускников-2009, в которых на титульном листе бесконечный объем свободного места, но на название предмета отведено почему-то лишь девять клеточек – так, чтобы помешалось лишь «математик» и «литератур». Эти предметы, надо понимать и сдавали наши выпускники.

 

Другой пример. Для оформления документов (диссертаций, НИОКР и прочее) во Всероссийский научно-информационный центр теперь требуется заполнить информационную карту в «онлайн» режиме не просто с помощью одного из благополучно конкурирующих во всех прочих сферах браузеров, но именно обязательно выбрав продукцию «Майкрософт» — за подобное явно небескорыстное потворствование монополизации в США или ЕС соответствующую организацию укопали бы тут же… Радует также, что в форме, заполняемой «онлайн», даты подсказываются как «чч.мм.гггг», но инструкция на этом же сайте требует действовать в точности наоборот: «гггг.мм.чч»…

 

Смешно? Но когда речь пойдет об электронном оформлении прав на недвижимость, будет не до смеха, равно как если в результате таких программных ошибок, например, ваша квартира без вашего ведома вдруг уйдет другому…

 

…А на сайте ВАК для отчетов диссертационных советов в форме аттестационных дел предусмотрено внедрение результатов исследований практически везде, где только можно себе это представить – длинный закрытый перечень ведомств. Причем, в нем предусмотрены, например, как администрация президента России (отдельно), так и непосредственно президент России (отдельно – тоже, надо понимать, ведомство, лично справки о внедрении оформляет за своей подписью), а также, например… даже Минсельхоз Киргизии… Но нет ни Федерального Собрания в целом, ни отдельно Госдумы и Совета Федерации, в силу чего одному моему знакомому пришлось отнести Совет Федерации к категории «прочее»… (здесь как-то очень не хватает смайлика с подмигиванием, адресованным нашему все еще жизнерадостному (не электронному) правительству)…

 

И второе замечание. Меня тут попросили прокомментировать заявление председателя правительства (пока еще не электронного) о том, что нам выгоднее не перерабатывать нефть, а экспортировать ее сырой. Что ж, невольно вспоминается старая шутка Жванецкого. Примерно так: «Буду много учиться, работать, защищу диссертацию…, и вот тогда уже буду лежать на диване, … что я и ныне делаю безо всех этих хлопот». Ничего не напоминает?

 

Если ребенок, затем подросток хочет жить и развиваться, то даже и при вполне обеспеченных родителях вряд ли он удовлетворится лишь сном и едой («безо всех этих хлопот»), даже если сиюминутно его занятия спортом, математикой, языками, музыкой и т.п. ему доходов не приносят. Но точно так же и страна: если ей что-то досталось по наследству от предков, то может ли она удовлетворяться лишь проеданием этого, даже если и сиюминутно это кажется (вопрос ошибочности этой иллюзии в данном случае оставляем в стороне) финансово наиболее предпочтительным?

 

И от того, что мы автоматизируем это паразитическое устремление нашей власти и доведем его до совершенства на уровне сугубо «объективно» расчетного принятия решения «электронным правительством», сдвинется ли что-то в лучшую сторону?

 

Редакции почему-то не понравилась в конце прошлой моей статьи цитата «Никто не даст нам избавления…» — отцензурировали. Но в ней ведь нет ничего страшного – коммунистический Интернационал к числу произведений экстремистских у нас пока не отнесен. Да и я – не коммунист. Просто фраза очень верная, точная. И теперь ее вновь уместно использовать. В том смысле, что и «электронное правительство» — отнюдь не панацея (не говоря уже о вышеописанной весьма небезобидной подмене понятий). Во всяком случае, даже и в более или менее корректном исполнении (как элементарная поэтапная автоматизация рутинных функций) к решению наших ключевых проблем она нас никоим образом не приближает…

Анонсы
Санкт-Петербург. Встреча с Юрием Болдыревым (26.09.2017)
Дебаты Игоря Стрелкова и Юрия Болдырева на канале РОЙ ТВ
Наши партнёры