Сайт единомышленников Болдырева Юрия Юрьевича

  •    «Я предложил шахтёрам: Не ждите, что кто-то добрый за вас решит проблемы. Выдвиньте своего человека и предложите разным партиям, любым, кто возьмёт. Мы — возьмём. Только давайте так, если в Думе начнёт налево и направо собой торговать — сами с ним разбирайтесь. Нам нужны такие, чтобы потом не продавались... Знаете, что они мне отвечают? «Таких, чтобы не перепродавались, не бывает». Что мне осталось им сказать напоследок? Нечего плакать. Если у вас таких не бывает, то вам ничего не остаётся, кроме как идти и сдаваться тем, у кого такие бывают — китайцам, японцам, американцам... Если общество не способно бороться с предательством — оно просто будет стёрто с лица земли. Это — то главное, что, похоже, наши люди ещё не осознали»

Что-то в жизни меняется?

12.07.2010

Источник: Столетие
Претендую ли я, как автор регулярных статей в «Столетии», на полную объективность? Наверное, нет. Честно предупреждаю, что мой взгляд – пристрастный. Но это не означает, что хорошего нет, что оно проходит мимо незамеченное или же что оно воспринимается как нечто естественное и обязательное и потому недостойное внимания. И сейчас, в преддверии массовых летних отпусков (а для кого-то они уже и в самом разгаре), от этого и оттолкнемся.

Итак, год назад я писал о совершенно возмутительном безобразии, когда на «федеральной трассе» М4 «Дон» недалеко от Воронежа был ни с того ни с сего выделен примерно двадцатикилометровый участок, за проезд по которому почему-то взимали деньги. При этом объезд, как будто бы, и был, но не параллельно платному участку, а куда-то совершенно в сторону, чуть ли не через Липецк. И каково расстояние, которое необходимо было преодолеть в объезд – неизвестно. Но, если верить карте, оно было просто несопоставимо больше, что делало объезд с экономической точки зрения просто абсурдным. В завершение картины — платный участок (здесь я напомню: нас заверяли свыше, что платными могут быть только дороги, соответствующие всем стандартам) оказался в совершенно ужасном состоянии, не просто на уровне всей трассы, но существенно хуже – с выраженной колеей и т.п. На обратном же пути через две недели мы встретили тогда интенсивную подготовку к «освоению» таким образом еще одного, уже пятидесятикилометрового участка…

 

В этом году, собираясь вновь отправиться на машине на Черное море, мы морально были готовы к дальнейшему, еще более масштабному вымогательству. Тем более, что были наслышаны про обрушение автомобильного моста над этой самой «федеральной трассой» в Адыгее, который, как любезно сообщалось, буквально совсем перед самым обрушением также планировали сделать платным… Но вот неожиданность: прошли всю Воронежскую область (где у всего потока машин вымогали деньги год назад), а затем и всю трассу почти до Туапсе, но платных участков не встретили. К чему бы это? Только регулярные по всей трассе ремонтные и расширительные работы, а также в той же Воронежской области подозрительные подготовительные работы по укатыванию каких-то широченных площадок – не для сбора ли средств для будущих платных участков? Но, так или иначе, факт налицо: путь к морю на этот раз обошелся нам чуть-чуть дешевле, а главное — без унизительного дополнительного налога за право перемещаться по своей стране. Посмотрим, что будет на обратном пути – не взимут ли с нас вдвое на вновь оборудованных просторных площадках?

 

С другой стороны, та же Воронежская область выгодно отличается от более южных соседей стоимостью бензина. Почему? На подобные вопросы в нашей стране, с ее якобы единым экономическим пространством и даже не первый год существующими антимонопольным законодательством и столь же антимонопольным ведомством, внятного ответа никогда нет. Но это, тем не менее, факт.

 

Несомненным и безусловным лидером (не утверждаю, что монополистом – не имею точных данных о продажах, позволяющих по нашему законодательству это достоверно установить) в Ростовской области, во всяком случае, на федеральной трассе М4, является компания ЛУКОЙЛ. Настолько, что на каждой заправке указывается: «Ближайшая заправка ЛУКОЙЛ через Х км.». Причем это «Х» колеблется от 7 до, если не ошибаюсь, 15 км. То есть, чрезвычайно часто. И, соответственно, практически безальтернативно.

 

Напомню, полгода назад, когда в Москве на площади Гагарина влобовую столкнулись «мерседес» вице-президента ЛУКОЙЛа и маленький «ситроенчик» двоих врачей (обе женщины погибли), и вдруг не оказалось ни одной записи повсеместно расставленных видеокамер, многие предлагали организовать бойкот лукойловских автозаправок. И, несмотря на то, что реальные прибыли в наших условиях такие компании черпают, скажем мягко, не только из розничной торговли бензином, а также несмотря на то, что на личные доходы руководителей наших компаний (зарплаты, бонусы, опционы и проч.) подобные меры вряд ли способны повлиять, тем не менее, с моей точки зрения, это было вполне уместно. Так мне это представлялось в Москве. Но на ростовской части федеральной трассы М4, где большинство заправок именно лукойловские, это представляется уже совершенно иначе – требуется изрядная последовательность и настойчивость, а также и запасливость, чтобы умудряться услугами именно этой компании не пользоваться.

 

Но и о хорошем: альтернатива дорогому бензину при поездке на Юг есть – это газ, стоящий здесь повсеместно примерно вдвое дешевле 92-го бензина и, главное, заправиться им существенно легче, чем в Москве – газовые заправки разбросаны весьма часто. Не могу сказать, что это тенденция последних лет и что раньше было хуже – просто не знаю. Но должен отметить положительное: экономный водитель на машине с газовым оборудованием может довести всю свою семью от Москвы до Туапсе, Сочи или Новороссийска всего за 1200-1500 рублей. Согласитесь, при нынешней стоимости авиа- и железнодорожных билетов, это впечатляет. И по нынешним временам можно сформулировать так: это то, что у нас еще почему-то не отняли…

 

Еще год назад, собираясь в этот путь в первый раз, не поленился посмотреть автомобильные форумы и узнал много всякого про страшных и ужасных ростовских и краснодарских гаишников. Но ни с чем подобным на практике и тогда не столкнулся, а пара мелких эпизодов разрешилась вполне нормально. В этот же раз за полторы тысячи километров не был остановлен вообще ни разу, но постепенно даже проникся некоторым чувством благодарности к местным стражам дорожного порядка. Объясню, почему.

 

Выезжая из Москвы утром в понедельник, установив на автомагистрали скорость порядка 110 км в час (примерно как основной поток), несколько раз не мог не обратить внимание на машины проносившиеся мимо меня с разницей в скоростях не менее 70-80 км в час, то есть они шли не менее 180. И некому было их остановить. Допускаю, что это все были большие мастера, но при такой разнице в скоростях столкновение даже не встречное, а с параллельно идущей машиной становится уже практически смертельно опасным. Ради чего рискуют «мастера», не знаю. Но что все окружающие подвергаются риску ни за грош – очевидно. Так вот: в Московской и Тульской областях этих «мастеров» прихватить было почему-то некому, далее же к югу контроль за скоростью начался регулярный и жесткий – а значит, бессмысленного риска для меня и моей семьи стало меньше. И за это – безусловное спасибо.

 

И продолжу ту же тему – о стражах дорожного порядка и безопасности. Случилось так, что пришлось мне сейчас просмотреть мои старые статьи в «Столетии», и в одной из них примерно три года назад («Дадим ли взять себя голыми руками?») я описывал какое-то просто нагромождение абсурда с регистрацией в Москве автомашин. Но, если быть честным, нельзя не отметить, что с этим ситуация с тех пор изменилась. Мне после этого пришлось пару раз участвовать в «операциях» по снятию и постановке машин на учет, в частности, в прошлом году в Одинцовском районе Московской области и в центре Москвы, и оба раза на все пришлось тратить не более трех часов. Согласитесь, по сравнению с тем, что было раньше, это безусловный и явный прогресс. В этом году предстоит нашей семье пройти еще одну такую «операцию» — посмотрим, уловил ли я действительно положительную тенденцию, или же это были лишь временные отступления стригущей и доящей народ алчной бюрократии, всего лишь из-за снижения продаж машин в кризис…

 

Сын отучился в автошколе, и далее экзамены в ГИБДД. Некоторые договаривались «традиционным образом» — через инструктора. Мой тоже спросил инструктора, реально ли сдать честно? Инструктор ответил, что требуют очень жестко, но если делаешь все правильно – не вымогают. И за этот ответ, в наших специфических условиях, этому инструктору спасибо. Сын сдал – не с первого раза (теорию с первого раза, площадку с третьего, город – со второго), но без каких-либо даже признаков попыток вымогательства. Как говорится, что у нас со стаканом: наполовину полон или наполовину пуст? Конечно, то, что в автошколе учили практике кое-как – на площадке было видно, что успешно сдавал с первого раза лишь каждый пятый – не очень хорошо. То, что многие «договорились» — совершенно нецивилизованно и реально опасно для окружающих, для всех нас. Но то, что все-таки можно и честно, в наших нынешних условиях и, главное, при реально внедренной в наше общество морали, точнее даже культе аморальности – уже даже совершенно удивительно.

 

Отдельная песня, связанная с обеспечением возможности загородного (прежде всего, летнего) отдыха для жителей крупных мегаполисов – наши монополисты электроэнергетики и газовики. Уже не припомню, в «Столетии» ли, но, кажется, я несколько лет назад подробно описывал злоключения знакомого, пытавшегося элементарно переоформить уже подключенное электричество в купленном им в Пушкинском районе Московской области частном доме – для этого требовалось зачем-то бесконечно ездить в разные организации, находящиеся в разных городах (!), получать какие-то согласования – так, как будто он строил новый дом по новому проекту, хотя и для последнего случая это было бы все равно слишком. И это притом, что переоформление газа для этого же дома тогда заняло у него не более … пятнадцати минут. Но чтобы установить затем газовый счетчик, тогда ему пришлось полдня отстоять в очереди и, кроме полутора тысяч за счетчик, отдать и еще восемь тысяч за совершенно, извините, плевую операцию – врезку этого счетчика. Представить себе, что сварщики, осуществляющие эту операцию, получают за свою работу по несколько десятков тысяч рублей в день, согласитесь, совершенно абсурдно. Значит, на этой пустяковой операции (установка счетчика, уже купленного за счет домовладельца), которую, по логике, поставщик газа вообще должен был бы осуществлять за свои средства, газовый монополист еще и получает совершенно необоснованные сверхприбыли.

 

Но, что называется, «выводи козу»… То есть, по сравнению с тем, с чем сталкиваются в других районах той же Московской области домовладельцы, не желающие переплачивать за газ лишнее, описанное выше оказывается просто несбыточной мечтой. Так, в Химкинском районе, в отличие от Пушкинского, нельзя просто оплатить счетчик и его установку – надо вызывать «проектировщика», который еще плюс за почти три тысячи рублей… нарисует вам врезку петли на трубу. И далее совсем абсурд, с которым столкнулись мои знакомые год назад: если собственность долевая, то недостаточно всем соседям лично с документами приехать в газовую службу и подписать согласие на временное (на период работ) отключение газа. Нет – кто-то догадался сделать доброе дело и каким-то своим своякам из других ведомств – установили требование, что согласие должно быть непременно нотариально заверено. Неплохой дополнительный доход для нотариусов…

 

Но, вот чудо — а в этой статье я пишу, прежде всего, о том, что что-то в нашей жизни иногда почему-то все-таки меняется и в лучшую сторону – в этом году при установке газовых счетчиков абсурдное требование непременно нотариально заверенного согласия соседей почему-то отпало. Само ли собой, например, потому что поссорились (не поделили дополнительные доходы) руководители газовых и нотариальных служб? Или же кто-то возмутился и дошел в своих жалобах да каких-то инстанций, решивших, что «не по чину берут» (с бедных людишек дерут)? Не знаю, но факт налицо: одним абсурдным (и финансово обременительным) требованием стало меньше. Уже облегчение. Хотя всего лишь одним…

 

Конечно, хотелось бы, обобщая все вышеописанное, сделать оптимистический вывод о том, что жизнь налаживается, порядок устанавливается, а тут уже и до успешной модернизации недалеко. Нет, к великому сожалению, объединить эти разрозненные факты в единую тенденцию пока не получается. Да и исходя из всего, что мы знаем о внутренних пружинах – об экономической и политической системе, об источниках прибылей и о механизмах стимулирования труда на госслужбе и о кадровой политике – нет оснований для оптимизма. Но, с другой стороны, и намеренно закрывать глаза на какие-то, хотя бы небольшие положительные изменения тоже неправильно. Где-то возможны процессы, которые мы вовремя не распознали или не поняли, а где-то бывают и просто люди, что-то делающие по-человечески, вопреки системе.

Анонсы
Встреча с Юрием Болдыревым в Петербурге!
Анонс мероприятия: «Экономика России: радужные обещания и мрачные перспективы»
Наши партнёры
Радиопрограмма «Народный интерес»  Нейромир-ТВ. Народное телевидение