Японский министр финансов предложил главе Центробанка РФ сделать харакири
15.12.2014
Источник: ФАН
Председатель Счётной палаты Татьяна Голикова сообщила о том, что в 2014 году выявлено финансовых нарушений нарушений на 344 млрд рублей. Как отметила Голикова, к концу года сумма может увеличиться до 400 миллиардов.
По данным Голиковой, в этом году Счётная палата направила в правоохранительные органы 120 материалов, возбуждено 24 уголовных дела, 26 находятся на доследственной проверке, государству возмещён ущерб в 128,5 млн рублей. Глава СП России уточнила в интервью на телеканале НТВ, что в трети случаев речь идет о неэффективном использовании бюджетных средств. Голикова отметила, что не всегда речь идёт о хищениях, немало денег теряется из-за непрофессионализма чиновников и тех, кто реализует проекты.
Корреспондент Федерального агентства новостей попросил бывшего первого заместителя председателя Счетной палаты РФ Юрия Болдырева прокомментировать выступление Татьяны Голиковой. В частности, отвечая на один из вопросов, глава СП сказала, что сдержанно относится к предложению главы СКР Александра Бастрыкина об уголовной ответственности за спекуляции на валютном рынке. «Надо до конца понять, в чем эта спекуляция, каковы ее истоки, и если в них разобраться, то можно понять, достаточно инструментов для борьбы со спекуляцией на валютном рынке или нет», — сказала она.
Юрий Болдырев рассказал, что 11 декабря с.г. на заседании финансовой секции Московского экономического форума, посвященной деятельности Центробанка в кризисной ситуации, выступал бывший министр финансов Японии, бывший представитель Японии в МВФ Даисуке Котэгава. Он говорил, что интервенция Центрального Банка не должна что-то сглаживать, а должна сбивать охоту у спекулянтов валить национальную валюту. «Задача ЦБ — и я разделяю эту точку зрения, — не сгладить колебания на финансовом рынке, а пресечь действия крупных банков, инвестфондов, стремящихся обвалить нацвалюту. Это совсем другой подход, это то, чем наш ЦБ не занимался. В этом его вина. Если в данном случае кого-то привлекать к ответственности, то, прежде всего, руководителей ЦБ», — утверждает Юрий Болдырев.
«Когда в Японии была аналогичная ситуация, Даисуке Котэгава настоятельно рекомендовал премьер-министру сажать в тюрьму должностных лиц и руководителей банков, ответственных за атаки на национальную валюту. В результате многие руководители банков в Японии тогда либо оказались в тюрьме, либо вынуждены были покончили жизнь самоубийством. Я думаю, что этот комментарий японского профессионала в значительной степени приоткрывает секреты японского экономического и научно-технологического чуда, — рассказывает Юрий Болдырев. — Весь успешный мир применяет жесткие репрессии против тех, кто злоупотребляет служебным положением, имея возможность получать рефинансирование своего ЦБ и воздействовать на валюту».
Глава Счетной палаты сообщила об уже возбуждённых по итогам проверок СП уголовных делах, не называя лиц, против кого они возбуждены. «То, что не идет под грифом «секретно», то мы доводим до общественности» — сказала Голикова. Значит, есть и секреты?
По мнению Юрия Болдырева, «законодательство РФ не разрешает засекречивать информацию о нарушениях расходных средств федерального бюджета. Будучи заместителем председателя Счетной палаты, я жестко настаивал на том, что отчёт не может быть секретным. Если есть нарушения закона, нарушения расходования бюджетных средств, — должен быть открытый публичный отчёт. Другое дело, что к нему может быть секретное приложение, в котором отдельно изложены те нюансы, которые подлежат засекречиванию. Но факты нарушений, фамилии высших должностных лиц, суммы нарушений не могут быть государственным секретом».
Один из самых частых случаев неэффективных расходов, по словам Голиковой, — это размещение бюджетных денег, предназначенных для конкретных проектов, на депозитных счетах различных банков и вкладывание их в уставной капитал. По оценке Голиковой, в уставные капиталы различных банков утекло более 200 млрд руб. Значит ли это, что каждый, у кого есть доступ к государственным финансам, может завести себе банк, прокручивать там средства федерального бюджета?
«Вы абсолютно правильно понимаете, — подтвердил худшие опасения Юрий Болдырев, — впервые с этим я столкнулся, когда был начальником контрольного управления администрации президента РФ, почти четверть века назад. Правительство Гайдара в 1992 году выделяло щедрые деньги на развитие фермерства, и проверка контрольного управления показала, что вместо помощи фермерам эти деньги вкладываются в уставные капиталы банков, которые затем банкротятся. Целый год я добивался того, чтобы были привлечены к ответственности должностные лица правительства, а также их подельники из фонда «Российский фермер». За 20 с лишним лет ничего не изменилось. Эта практика так до сих пор и не пресечена. А её надо карать калёным железом.
А посмотрите, какие огромные деньги были выделены в Роснано другу Чубайсу, который точно также направил их в уставные капиталы и на депозиты в банки. Это все публично, открыто. Президенту достаточно пальчиком пригрозить, и эта практика была бы пресечена. Но эта практика неформально поощряется», — считает Юрий Болдырев.
По словам Голиковой, реальные доходы населения снижаются. «Что бы кто ни говорил, но реальные доходы населения снижаются. Мы же живем не в замкнутом мире. Мы ходим в магазин, в аптеку, все видим и все понимаем», — отметила глава Счетной палаты.
«Я без интереса отношусь к заявлениям Голиковой ввиду того, что ее реальные действия не были направлены на стабилизацию рубля, — комментирует Болдырев. — Я могу дополнить только одно: когда она говорила, что порядка 10 процентов связано с деятельностью спекулянтов, а остальное с объективными факторами, в переводе на русский язык она сказала следующее: на 80-90 процентов рубль обрушивали мы, для того чтобы привести его в соответствие с падением цены на нефть и наполнить дешевеющими рублями бюджет. И лишь на десять процентов к этому имеют отношения действия спекулянтов. Вот я так понимаю, это моя оценка, с моей точки зрения, это всё является нарушением требований Конституции к ЦБ и на самом деле — сговором ЦБ с коммерческими банками, которые обваливали рубль».
Ирина Смирнова