Сайт единомышленников Болдырева Юрия Юрьевича

  •    «Я предложил шахтёрам: Не ждите, что кто-то добрый за вас решит проблемы. Выдвиньте своего человека и предложите разным партиям, любым, кто возьмёт. Мы — возьмём. Только давайте так, если в Думе начнёт налево и направо собой торговать — сами с ним разбирайтесь. Нам нужны такие, чтобы потом не продавались... Знаете, что они мне отвечают? «Таких, чтобы не перепродавались, не бывает». Что мне осталось им сказать напоследок? Нечего плакать. Если у вас таких не бывает, то вам ничего не остаётся, кроме как идти и сдаваться тем, у кого такие бывают — китайцам, японцам, американцам... Если общество не способно бороться с предательством — оно просто будет стёрто с лица земли. Это — то главное, что, похоже, наши люди ещё не осознали»

Вершки и корешки заботы власти о народе

15.05.2020


Юрий БОЛДЫРЕВ о Плане властей по преодолению последствий пандемии

 

Как известно, кризис в России преодолевается путем сплочения для преодоления общей беды: у кого-то щи жидкие, а у кого-то жемчуг мелковат. Самые пострадавшие и «системообразующие», разумеется, те, кого размеры жемчуга не радуют.

 

И еще. Похоже, назрела новая поправка в Конституцию (если приводить теории и мечты к практике): переименовать наше государство из социального в ростовщическое.

 

Скажете, сгущаю?

 

Давайте оценим.

 

По данным газеты «Ведомости» меры по поддержке населения и бизнеса оценены в 800 млрд руб. Но что это за меры?

 

Самые рекламируемые из последнего выступления президента: всем семьям с детьми от 3 лет выплатить 10 тысяч рублей на ребенка; для семей с доходом ниже прожиточного минимума выплатить вперед за полгода по 33 тысячи рублей на ребенка; самозанятым вернуть весь налог на доход за 2019-й год; федеральная доплата врачам до 80 тысяч рублей, медработникам до 50 тысяч рублей, работникам социальных учреждений до 60 тысяч рублей.

 

Что ж, лучше, чем ничего, но это далеко не на 800 млрд. рублей, дай бог, если на одну десятую от того. А что же остальное?

 

Ищем информацию. Разумеется, не в выступлении президента, а в документах и фактах.

 

Свежая информация: из 27 млрд руб., вроде как, выделенных на доплаты врачам и медработникам, по состоянию на 13 мая (спустя три дня после очередного «грозного» заявления президента) реально выплачено медикам немногим более 4,5 млрд. рублей, а 22 млрд. рублей до врачей и медработников пока так и не дошли.

 

Допустим, даже надеемся, что дойдут — коли уже сам премьер признал такое явно недопустимое состояние дел. Но что дальше, что планируется, повторим, не в рекламных речах, но в официальных документах?

 

Ищем и находим: и на сайте Минэкономразвития, и на официальном сайте правительства видим один основной документ: «План по преодолению экономических последствий новой короновирусной инфекции». На дату написания этой статьи — 14 мая, то есть, спустя четыре дня после выступления Президента с анонсированием очередных планов «помощи» бизнесу и населению и даже с заявлением о прекращении общеобязательных принудительных «нерабочих дней» — на сайте правительства План от 20 апреля 2020 года. Что ж, коль скоро никаких более новых документов нет, анализируем этот. Что в нем нам обещается?

 

Прежде всего, «Кредиты и гранты для бизнеса». В рамках этого раздела: «выдача на выплату зарплат беспроцентных кредитов на 130 млрд руб. — кредитное софинансирование выплаты зарплат в пределах МРОТ (12 130 руб.)»

 

Давайте оценим, помощь ли это на самом деле, а если и помощь, то кому?

 

Согласитесь, в условиях, когда производство не работает уже полтора месяца (!) и денежных поступлений от реализации товаров и услуг нет и не ожидается, это не мера помощи со стороны государства производствам и бизнесам, а необоснованное перекладывание ответственности с государства, запретившего работу предприятий, на производства и бизнесы, с фактическим принуждением собственников предприятий залезать в кабалу к банкам. Для многих предприятий с изначально невысокой рентабельностью и при неизвестных перспективах развития ситуации в дальнейшем — в безнадежную кабалу.

 

По сути, это использование фактически чрезвычайной ситуации для масштабного перераспределения собственности и рынков в пользу коммерческих банков и их владельцев. В том числе, дальнейшее искусственное перераспределение собственности от капитала производительного в пользу финансово-спекулятивного. Действия и экономически необоснованные и морально и юридически весьма сомнительные.

 

В рамках того же раздела фактической помощи, прежде всего, ростовщикам, программа «3 по 1/3».

 

Это означает, что 2/3 стоимости платежей по новым кредитам покрывают государство и банки. Предприятие-заемщик выплачивает только 1/3 начисляемых процентов. Звучит, на первый взгляд, заманчиво. В принципе, льготное кредитование — известная и сравнительно эффективная мера поддержки производства и бизнеса, правда, лишь в условиях, когда есть рынки и производство.

 

В ситуации же, когда производства принудительно остановлены государственной властью, при неизвестных перспективах на будущее, взятие предпринимателем дополнительных кредитов можно оценить как меру заведомо легкомысленную, авантюрную. Подобная мера могла бы быть признана целесообразной исключительно тогда, когда будет определен четкий план выхода из пандемии, условия и сроки снятия ограничений на хозяйственную деятельность.

 

Существенным также является источник льготного кредитования.

 

Если льготное кредитование осуществляет непосредственно государство через подведомственные ему институты или частный бизнес самостоятельно (если ему это долгосрочно выгодно), то это вполне возможная и эффективная мера.

 

Если же частный бизнес осуществляет кредитование по прежним весьма высоким ставкам (втрое более высоким, нежели по этой программе предлагается бизнесу, то есть, втрое выше, чем готов брать кредиты бизнес), но основную часть процентной ставки по кредиту покрывает государство, подобную меру стоит признать мерой помощи за государственный счет, прежде всего … банкам. Именно банки в этом случае получат прибыль (доход от высокой процентной ставки), которую без выделения государством софинансирования процентной ставки они никак не получили бы.

 

То есть, по сравнению с нормальными рыночными условиями и рыночным спросом на кредиты банки получат втрое бОльшее необоснованное вознаграждение — за счет государственного бюджета. Очевидно, в интересах общества и государства в такой ситуации было бы осуществлять льготное кредитование бизнесов по втрое сниженной процентной ставке напрямую, минуя коммерческие банки, во всяком случае, если банки не готовы сами, самостоятельно кредитовать предприятия по этой втрое сниженной ставке.

 

Следующая мера: «Гранты на выплату зарплат и решение других неотложных задач в апреле и мае. Зарплату сохранят 3,3. млн.человек. Необходимое условие — сохранение в штате не менее 90% сотрудников. Формула для расчета гранта: число сотрудников на 01.04.2020 умножить на один МРОТ (12130 руб.). Выплаты начнутся с 18 мая».

 

По сути, это первая, хотя пока лишь обещанная, но мера действительной поддержки государством именно предприятий (а не банков — под прикрытием помощи предприятиям). Лишь в пределах МРОТ — это, конечно, не компенсация выплаты зарплат. Президент ведь в своем первом обращении о «нерабочих днях» в связи с пандемией обязал предприятия выплачивать работникам всю зарплату, в полном объеме, а не в пределах МРОТ. Но хоть что-то, хоть какая-то минимальная, но реальная помощь.

 

Проблема лишь в том, что помощь чрезвычайно запоздалая, даже на уровне обещания. Если бы обязательство о такой помощи было объявлено сразу, в конце марта, когда вводились «нерабочие дни», то значительно бОльшее количество предприятий, вероятно, не были бы вынуждены различными правдами и неправдами уволить своих сотрудников, а то и полностью фактически закрыться. И планируемое начало выплат (лишь начало, а не гарантия проведения фактических выплат к этому сроку) лишь с 18 мая — тоже не вселяет оптимизма. Столь запоздавшая дата ничем не обоснована. А до 18 мая где предприятия должны брать деньги на выплаты зарплаты за период с конца марта? Опять залезать в кредиты? Притом, что надежных гарантий выплаты «грантов на зарплату» ВСЕМ предприятиям, удовлетворившим, заявленным условиям, и строго в какой-то установленный срок, пока никто не дал.

 

Далее: «Для малого и среднего бизнеса: отсрочка и снижение налоговых и страховых платежей», в том числе, «для наиболее пострадавших отраслей: отсрочка на 6 месяцев по всем налогам, кроме НДС».

Что ж, отсрочка, безусловно, необходимая, и понятно, почему кроме НДС — для тех, кто производит и отгружает продукцию, казалось бы, естественно платить НДС. Проблема лишь в том, что НДС платится по отгрузке продукции, а не по получению оплаты за нее. Но цепочки производства, а значит и оплаты за конечную продукцию сейчас где-то обязательно разрываются, и не произвольно, а вследствие решений властей о прекращении производства. Значит, платить НДС множеству предприятий будет не из чего. Опять лезть в кредиты, при неизвестных дальнейших перспективах? Притом, что никаких беспроцентных кредитов именно на оплату НДС не предусмотрено.

 

Кроме того, в общих балансах предприятий немалую роль могут играть и имущественные налоги. Отсрочка — хорошо, но явно недостаточно. Если нет доходов (уже, как минимум, за полтора месяца), то и не из чего платить налог на имущество производственного назначения — ни сейчас, ни позднее, по окончании отсрочки. Аналогично в отношении налога на вмененный доход — дохода фактически нет, и соответствующий налог на период запрета на работу необходимо просто безусловно отменять, а не «отсрочивать».

 

Далее, также для «наиболее пострадавших отраслей» — «отсрочка на 6 месяцев по страховым взносам».

 

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: https://svpressa.ru/blogs/article/265381/

Анонсы
Санкт-Петербург. Встреча с Юрием Болдыревым (26.09.2017)
Дебаты Игоря Стрелкова и Юрия Болдырева на канале РОЙ ТВ
Наши партнёры