Сайт единомышленников Болдырева Юрия Юрьевича

  •    «Я предложил шахтёрам: Не ждите, что кто-то добрый за вас решит проблемы. Выдвиньте своего человека и предложите разным партиям, любым, кто возьмёт. Мы — возьмём. Только давайте так, если в Думе начнёт налево и направо собой торговать — сами с ним разбирайтесь. Нам нужны такие, чтобы потом не продавались... Знаете, что они мне отвечают? «Таких, чтобы не перепродавались, не бывает». Что мне осталось им сказать напоследок? Нечего плакать. Если у вас таких не бывает, то вам ничего не остаётся, кроме как идти и сдаваться тем, у кого такие бывают — китайцам, японцам, американцам... Если общество не способно бороться с предательством — оно просто будет стёрто с лица земли. Это — то главное, что, похоже, наши люди ещё не осознали»

Как спасти образование в России?

07.12.2016



 
Здравствуйте!
 
В последние 15-20 лет в образовательной системе сформировались крайне негативные тенденции, которые в ближайшем будущем могут привести к необратимым последствиям для нашей страны:

существующая в России в настоящее время система поступления выпускников школ в вузы не позволяет подготовить высококвалифицированных специалистов для всех (в том числе стратегических!) отраслей народного хозяйства по причине неспособности всеми успешно осваивать современные программы высшей школы и неумению самостоятельно мыслить и давать личную оценку.
 
Объяснением этому является отсутствие соответствующего многоэтапного отбора выпускников школ с учётом их интеллектуальных особенностей, подготовленности по базовым предметам, мотивации к обучению.
 
Введение ЕГЭ в качестве единственного критерия допуска выпускника к высшему учебному заведению является исключительно формальным подходом, абсолютно недостаточным при оценке уровня знаний. Это приводит к «обезличиванию» и к «хождению по мукам» как самого студента, так и преподавательского состава. Я неоднократно писал, что в США ЕГЭ применяется для оценки знаний умственно отсталых обучающихся или… иностранцев. Видимо наши младореформаторы попали в одну из этих категорий, а затем перенесли этот «гениальный» опыт на нашу землю, как хрестоматийную хрущевскую кукурузу.
 
Низкий уровень денежно-материального обеспечения профессорско- преподавательского состава вузов (средняя зарплата – от 20 до 40 тыс. руб.) вынуждает:
 
а)совмещать основную работу в ВУЗе с дополнительными заработками вне учебного заведения, не позволяя при этом полностью отдавать себя преподавательской деятельности что, тем самым, снижает качество обучения студентов.
 
б)вступать в товарно-денежные отношения со студентами и их родителями, повышая качество своей жизни и снижая показатель качества учебного процесса.
Наличие коммерческих негосударственных вузов ещё больше ухудшает ситуацию:
 
а)их обучение является формальным и полностью зависимо от денежных «вливаний»;
 
б)большинство оценок не отражает уровень знаний;
 
в)это приводит к кадровому переизбытку никому ненужных низкопробных специалистов.
 
После получения диплома выпускники (при отсутствии ныне государственного распределения) являются своеобразными «изгоями», так как продолжительное время не могут устроиться на работу по специальности, а те, которые устраиваются, не могут прокормить семью (молодые менеджеры, юристы, врачи, учителя, психологи и др.).
 
Переизбыток невостребованных дипломированных специалистов приводит к тому, что только малая часть выпускников государственных вузов работают по полученной специальности – остальные или переучиваются, или работают совсем в другой сфере.
 
«Бесхозные» выпускники, которые не могут устроиться, в силу своих личностных особенностей, могут быть потенциальными кандидатами для пополнения рядов алкоголиков, наркоманов, сектантов, преступников, а также могут стать «жертвами» психиатрических учреждений и «майданных» настроений. Всё это идет не на пользу создания благополучной семейной ячейки с рождением здоровых детей, а значит вредит демографическим показателям и национальной безопасности России.
 
Подведем предварительные итоги нашим рассуждениям:
 
1)мы имеем много дипломированных низкопробных специалистов с высокими амбициями без амуниций;
 
2)стремительно нарастает кадровое голодание глубинки при отсутствии желания у этих специалистов заполнять пустующие рабочие места – они же не для периферии готовились и «вбухивали» родительские деньги;
 
3)трагически увеличивается неудовлетворённость молодых специалистов своей неустроенностью после получения диплома со всеми вытекающими последствиями, выливаясь в генерализованную социопатологию.
 
В связи со сложившейся ситуацией предлагаю:
 
отлучить от управления государственным образованием тех, кто не отнес к себе фразу Президента: «Вы хоть понимаете, что вы натворили?!»
 
В неотложном порядке отказаться от концепции всеобщего высшего образования: оно очень вредно для экономики и социальной сферы нашей страны. Учиться в высшей школе может не более 35-40 % выпускников средних школ.
 
Остальным выпускникам надо создать достойные условия для получения профессионально-технического и специального среднего образования, отказавшись от никого не устраивающей Болонской системы. Ведь Болонская система образования внедрялась с единственной целью – облегчить эмиграцию наших специалистов и добиться признания наших дипломов за рубежом. Но если сегодня нам стало очевидно, что эта задача еще менее достижима, потому что Болонская система образования окончательно разрушила нашу высшую школу, и наши выпускники специалистами не становятся, как это было раньше, то от нее надо отказываться, и чем быстрее, тем лучше.
 
Необходимо создать все условия (высокая заработная плата, подъемные, рабочие благоустроенные современные общежития, социальный пакет) для тех, кто может успешно работать на заводах и других предприятиях. А так же предоставить возможность получать образование очно-заочно для тех, кто к этому решению пришел осознанно в ходе естественной социализации.
 
Запретить или минимизировать негосударственные вузы с ужесточением контроля над ними со стороны государства; целесообразно также оставить платные факультеты при государственных университетах и академиях.
 
Вести тщательный отбор кандидатов среди школьников для поступления в вузы, начиная с 6-7 классов путём формирования суммы баллов в процессе обучения вплоть до окончания школы (сдача этапных экзаменов, участие в олимпиадах и т.д.); создать региональные центры Минобрнауки РФ, куда стекаются все сведения по каждому ученику; на основании предоставленной в виде скана по компьютерной системе работе учащегося присваивается определённое количество баллов; при этом баллы по результатам государственного тестирования не должны быть определяющими, а должны суммироваться с остальными результатами экзаменов.
 
Предоставлять ли право вузу проводить вступительные отборочные экзамены по зачислению абитуриента или принимать в вуз на основании уже имеющейся суммы баллов (особенно по профильным предметам) по данным регионального центра Минобрнауки РФ, должно решить Министерство образования. Но лучше, если именно эта сумма баллов будет одной из составляющих условий приема.
 
Должно быть учтено пожелание абитуриента по поступлению в тот или иной вуз или несколько вузов, а также учтены результаты тестирования на профпригодность.
 
Государственное распределение выпускников бюджетных факультетов на рабочие места с учётом потребности в специалистах с обеспечением условий их трудовой деятельности с обязательной их отработкой в течение 3-5 лет (успевающим выпускникам дать право выбора места распределения из нескольких предложенных).
 
Выпускники платных факультетов трудоустраиваются самостоятельно.
 
Повысить статус профессорско-преподавательского состава вузов путём существенного увеличения базовой оплаты труда с возможностью дополнительной оплаты по эффективному контракту.
 
Эта система не является новой, а достаточно успешно работает во многих Европейских странах (например, в Венгрии), только применять её необходимо с учётом особенностей РФ.
 
Срочное принятие выше указанных мер (особенно государственного распределения) позволит уже в 2017 году укомплектовать в целом недостающими специалистами регионы. Однако существенное качественное изменение специалистов на местах мы сможем увидеть не раньше, чем через 7-10 лет.
 
Глубоко убеждён, что при непринятии этих мер мы скатимся в «никуда» и в ближайшем будущем начнём ощущать ещё большую нехватку национальных квалифицированных кадров, особенно в стратегических отраслях с переходом в «кадровый коллапс». Всё это также крайне негативно может отразиться на состоянии подрастающего поколения (их настроениях и здоровье) при отсутствии их занятости и нереализации их трудовых и интеллектуальных возможностей.
 
Глубокая «пробоина» в образовании, кадровой и молодёжной политике – это одна из главных угроз национальной безопасности страны. Огромный потенциал нашей молодёжи должен быть реализован не раздачей всем дипломов о высшем образовании, а продуманными и, если хотите, мудрыми решениями руководителей социального государства. Пока же мы наблюдаем какую-то бледную немочь, год от года ухудшающую некогда лучшую в мире образовательную систему. Не хотелось бы думать, что это делается намеренно, при столь очевидных путях выхода из тупика.
 
Будьте здоровы!
 
А.Редько
Анонсы
Санкт-Петербург. Встреча с Юрием Болдыревым (26.09.2017)
Дебаты Игоря Стрелкова и Юрия Болдырева на канале РОЙ ТВ
Наши партнёры