Элиты думают, как все поделить тут и получше вписаться там
09.08.2021
Совокупное состояние российских миллиардеров за январь-июль 2021 года выросло на $39,4 млрд., в то же время партия власти пытается сдерживать цены на “борщевой набор”, и это не парадокс системы, а логичный итог проводимой политики, так считает экономист, экс-зампред Счетной палаты Юрий Болдырев.
Наши элиты продолжают уверять население в необходимости затягивать пояса под патриотические мотивы, а результаты опросов демонстрируют политический пессимизм, как оказалось, сегодня максимальное количество респондентов негативно отзывается о самой идее выборов. Что же происходит с общественными настроениями и куда ведут страну элиты? Об этом Юрий Болдырев рассказал в интервью Накануне.RU.
— В преддверии выборов давайте поговорим о транзите власти. Какую оценку можно дать работе нашего правительства? Кажется, что элита все больше отрывается от реальности, есть ли какие-то объективные критерии, по которым можно оценить успехи и эффективность власти?
— Дать оценку можно, вопрос в том, кто оценивает, потому что для любого человека, знакомого прежде всего со статистикой продолжающей деградировать России, очевидно, что оценивать надо по таким показателям, как объем ВВП и его изменения за последние, как минимум, 20 лет, по структуре ВВП, то есть какую роль в этой структуре играют накрученные финансовые и прочие услуги, какую роль играет поставка необработанных природных ресурсов за рубеж, а какую роль играют современные высокотехнологичные отрасли производительной экономики.
— Уровень жизни — тоже показатель?
— Да, дальше есть значительное количество разнообразных показателей качества жизни, уровня человеческого капитала. По всем этим показателям, в том числе по показателям ВВП на душу населения, Россия чрезвычайно отстает от передовых, самых развитых стран, но также отстает и от значительного количества стран своего окружения, в том числе от некоторых стран СНГ.
Искать какие-то другие критерии, говорить, что мы сохраняем внутренние “скрепы”, и вдалбливаем своему населению, что наши “скрепы” более скрепные, чем у всех остальных, — это чистая демагогия, на самом деле. Не просто такое шулерство и мошенничество, но целенаправленное зомбирование и, по сути дела, уничтожение воли к жизни своего населения. Это то, что должно рассматриваться, как отдельное очень серьезное преступление перед своим народом.
— При этом совокупное состояние российских миллиардеров за январь-июль 2021 года выросло на $39,4 млрд. А у нас цены на “борщевой набор” пытается сдерживать партия власти. То есть финансовая элита довольно-таки эффективна и успешна, просто это не отражается на стране и людях?
— Я ранее многократно показывал на цифрах (и не только я), что наша страна, которая когда-то была социалистической (при этом умеренно демократические Европа и, вроде бы, США всегда декларировали себя антисоциалистическими) в значительной степени стала куда более антисоциальной, куда более вульгарной, дикой, даже не капиталистической, а феодальной, нежели США. Я показывал на цифрах соотношение ВВП, долю ВВП на душу населения, средние зарплаты и медианные зарплаты. Так вот, если взять ВВП на душу населения, в котором мы, понятное дело, отстаем от США где-то в пять раз, и среднюю зарплату, — выясняется, что по средней зарплате мы отстаем от США уже не в 5, а в 7,5 раз. А по средней медианной, то есть по зарплате большинства — уже в 10 раз.
Это очень яркие признаки радикальной антисоциальности внутреннего перераспределения нашего официального дохода, нашего богатства, даже по сравнению с весьма вульгарными США.
— Которым мы еще и “тыкаем”, что у вас все плохо, у вас капитализм…
— Значит, у нас нечто еще более несопоставимо отсталое, близкое к феодализму — что тут скажешь?
— Если у нас феодализм, то элита — аристократы? Они, по крайней мере, так себя воспринимают? Уже не бандиты-бизнесмены 90-ых?
— Наверное, я вас очень разочарую, если скажу, что к элитам давно не имею никакого отношения, поэтому не могу говорить о том, как они себя воспринимают. Но, по сути происходящего, опять же если сравнивать с США, наши элиты отличаются прежде всего тем, что они радикально антинациональны, то есть они не рассматривают Россию, как то место, которое должно обеспечить их место в будущем мире, не рассматривают Россию, как то место, где должен быть здоровый, сильный и счастливый народ, ради того, чтобы он был согласен с тем или иным распределением ролей и искренне был бы готов защищать свое место в мире.
Они рассматривают Россию исключительно как дойную корову, из которой нужно скорей-скорей выжать как можно больше. Но это известно уже на протяжении четверти века и, к сожалению, несмотря на радикальное зомбирование населения с попыткой представить, что у нас здесь такой патриотизм, какого никогда не было, мы знаем, что это патриотизм исключительно зомбированного населения. Такой патриотизм не имеет никакого отношения к реальному положению и статусу так называемых “элит”.
— То есть отношение даже хуже, чем было когда-то у аристократов — просто как к дойной корове?
— Да, просто как к дойной корове — это становится даже очевидно по долям расходов на науку в сравнении с расходами на науку в других странах. Значит, если эти элиты позволяют себе грабить и присваивать больше, а в науку, которая должна обеспечивать будущее развитие, в том числе обороноспособность, в том числе защиту этих же лиц, вкладывают жалкие крохи и копейки, то это говорит о том, что при всей патриотической болтологии, тем не менее, они не рассматривают Россию, как крепость, которая когда-то должна будет быть сильной и защитить в том числе их самих.
— То есть они пытаются встроиться в иерархию американских элит? Но на каких правах? Ведь даже в США сейчас с экономической точки зрения все опять не слава богу?
— Тут логика простая — в душу этим людям мы не заглянем, но можно констатировать печальный образ.
В подводной лодке на глубине, в которой каждый может нанести всей команде непереносимый ущерб, и надо обеспечить такой порядок, чтобы каждый работал на общее дело, пока подводная лодка не всплывет, в ней взаимоотношения, например, между элитой и всеми остальными, между командиром, его ближайшим окружением и самым последним матросом, одни; а на барже, груженой золотом, где многие считают, что главная задача ухватить свой кусок и быстрее сбежать, система взаимоотношений другая. И вот элиты России в этом смысле, к сожалению, судя по приоритетам, которые диктует нам власть, судя по тому, как они продолжают имитировать развитие, а на деле работают под диктовку мировых центров типа МВФ и насаждают нам “клиентоцентричное государство” (хорошо, что не пациентоцентричное), продолжают чувствовать себя, как на барже, груженой золотом.
Защищаться от вражеских корветов никто не собирается, главная задача — как можно больше из этой баржи выдоить и быстрее сбежать, встроиться в другую элиту. Некоторые умудрились хорошо устроиться, например, мы знаем, что сын одного из наших олигархов (Евгений Лебедев, — прим.) сумел стать британским лордом. Так он показал пример другим — смотрите, можем же, если захотим, не просто сбежать, а еще и вписаться в чужую, в значительной степени вражескую систему, и там занять достойное место. Его пример другим на зависть.
Еще одна важная цель сегодня у представителей элит — не столько увеличить свой кусок, сколько вписать своих детей в ту систему. Вы же знаете, как “Властелин колец” правильно называется? “Lord of the rings” — вот они бы хотели стать не просто пэрами, лордами, они хотели бы стать властелинами в той системе. Наличие такого примера, я думаю, неслучайно, оно очень печально для нас, для общности, для страны, оно показывает, что “наши элиты” ловят шансы награбить здесь и вписаться там.
— Есть мнение, что элита застряла в ловушке 2014 года, до сих пор испытывает головокружение от успехов, в то время как народ уже отошел от ура-патриотизма и занимается своими насущными проблемами. В условиях, когда есть такой разрыв интересов, как вы считаете, насколько сложными для партии власти будут выборы в сентябре?
— Есть данные, что отвращение к выборам велико, как никогда, то есть по официальным социологическим данным наибольшее количество людей за последние 17-18 лет на этот раз не хочет идти на выборы. Я как раз до этого опубликовал статью под называнием “Чтобы на выборы вообще никто не пришел”, то есть речь идет именно о том, что власть совершенно сознательно усиливает отвращение населения к походу на выборы, чтобы ни у кого не было ни малейших иллюзий, что на выборах можно что-то изменить, что на выборы вообще имеет смысл ходить кому-то, кроме тех, кого власть сама на поводке приведет для того, чтобы они выступили в ее поддержку.
Да, власти публично, демонстративно отсекли даже не либеральный, а просто не вписанный в нынешнюю феодальную систему жестко протестный молодежный электорат — подчеркиваю, не либеральный (Навального очень часто относят к либеральному флангу), а протестный молодежный электорат, сильно возмущенный масштабами коррупции, перекрытием так называемых социальных лифтов. Тех, кто мог представлять эти группы, обвинили в том, что они иностранные агенты, террористы, диверсанты, были жесткие задержания, аресты, сроки по так называемым “санитарным делам” и так далее. На том фланге они всех очень жестко отсекли, еще раз повторю — не на либеральном, а на молодежно-социально протестном. Так это называется.
От левого фланга тоже очень жестко требуют принесения присяги, как и на либеральном, обратите внимание, и руководство КПРФ, и “Яблока” жестко присягнули в своем антинавальнизме. Это подано как антипод западничеству, на самом деле, это жесткое отмежевание себя, судя по всему, по требованию властей, от масштабного, обоснованного молодежного социального протеста, прежде всего против масштабов коррупции, феодализма и так далее. То есть в этой ситуации они сделали все для того, чтобы такому человеку, как я, скажем, было абсолютно не за кого голосовать.
— Да, тут можно вспомнить Грудинина?
— В том числе даже из той же КПРФ жестко исключают из списков наиболее популярных кандидатов, под разными предлогами — то из-за обвинений в экстремизме, то якобы какие-то счета, которых давно нет, находятся. Тем не менее, они исключают из списков тех людей, которые могли привести людей на выборы и за которых могли проголосовать как за личность. Никакая действительно популярная личность не должна быть в списках. Это в дополнение к раскладу с трехдневным голосованием, когда никто не знает, что там ночью происходит. Власти сделали все для того, чтобы люди на выборы не пришли.
— Чем на это отвечать?
— Разные политические силы занимают разные позиции. Те, кто баллотируются, пропагандируют то, что надо прийти и за них проголосовать, те, кто не участвуют, естественно, говорят, что надо бойкотировать. Моя позиция здесь очень простая — да, они сделали все для того, чтобы мы не пришли, и нам, действительно, практически не за кого голосовать, но, при этом мы не должны облегчать им работу по фальсификации результатов выборов. То есть как минимум принимать участие в контроле, всякому, кто социально и политически активен, но совсем не знает, что делать, как минимум принимать участие в контроле, чтобы не облегчать задачу по тотальной фальсификации — это первое. А второе — где-то, в том числе на региональных выборах, в списках есть все-таки конкретные люди, за которых можно голосовать, которые сумели прикинуться листиками и против которых еще не открыта стрельба главного калибра, то есть там, где есть за кого голосовать, — надо голосовать. Это моя личная позиция. От того, что ты не придешь, ты Россию точно не спасешь.
Автор: Александр Назаров