Нам пишут: «Как в одной очень культурной столице поссорились гиды с музеями»
23.11.2013
Как бы предисловие…
Жили-были Кошка и Мышка. Мышка хотела жить, а Кошка хотела кушать. Ничего личного. Вот такая правда…
Вот все мы слышали, что в нашей стране начали бороться с коррупцией. Дело хорошее. Сама борьба пока желательных оборотов не набрала. Доказательством тому служат истории гидов-переводчиков, натолкнувшихся на непробиваемую стену, и которые вот уже несколько лет не могут добиться справедливости.
Говорят, что современные басни пишутся эзоповым языком. Хотя Эзопу приходилось изъясняться иносказательно в условиях рабовладельческой деспотии, а у нас на дворе суверенная демократия…
Наша басня о том, как в одной очень культурной столице поссорились гиды с музеями. Однажды музеи решили, что гиды пришлые денег должны платить музеям за то, что им позволено работать в них. Думали, думали, что придумать, как заставить платить этих гидов, и придумали. «А выдадим-ка мы им бумажку со штампиком, стоимостью в 25000 рублей, да каждый год за новый штампик денег брать будем, по 3000 рублей!» – заявил один важный музей,- вот денег-то заработаем; 2000 гидов да по 3000 рублей! Аж 6 млн. рублей, а то и больше в год!». «Да-а, вы большой и важный, ваша бумажка -дорогая», – залепетали музеи,- «наши будут дешевле: от 800 до 2300 рублей с гида за бумажку, нам таких денег не заработать».
И потянулись, бедные гиды, за бумажками в музей, и платили огромные деньги, да никак понять не могли, что за бумажки такие, за что платить то нужно? Ведь работали без них столько лет. Тогда один седовласый гид подумал – подумал и сказал: «Надо у юристов спросить». Юристы в один голос заявляли, что незаконно, что придумано ловко и что лукавят музеи. Тогда наши гиды, собравшись с мыслями, потребовали объяснений у музеев. А музеи то им ответили: «Мы с гидами отношений не имели, не имеем и не будем иметь никогда. С гидов мы денег не берем, а берем – то мы деньги у турфирм, которые посылают к нам своих гидов на учебу. Гидов надо постоянно учить, т. к. они, окаянные, не знают, где в музеях вход, где выход! Вот и бумажку за это и даем» И придумали музеи клин в турфирму забивать, а те в гидов, КАК В ДРУГОЙ БАСНЕ!
«Забивали в стену клин сильными ударами, и стена, расступясь, крикнула: “Зачем терзаешь ты меня, ведь я тебе ничего дурного не сделала!” А клин в ответ: “Не я виноват, а тот, кто так бьет по мне сзади”.
Так и с гидами. Немногие фирмы решились на эти удары. Отступили. Но оказались же такие, посредниками стали и брали с гидов еще по 200 рублей за то, чтобы гидовские деньги за бумажки доставить в музеи.
И получилось, что один с сошкой, а семеро вокруг с ложками. Только бумажка-то именная, на гида выданная. А у фирм и гидов то нет. Кто кого куда посылает? Кто за что платит. Никто не выдает гидам никаких финансовых бумажек. Никто ничего понять уже не может. Но музеи требуют от турфирм, чтобы у гидов была бумажка. Фирмы требуют, чтобы гиды бумажку с новым штампиком оплатили. Известный страх остаться не у дел толкает несчастных к посреднику. «Возьми, о посредник, деньги у меня, а то я останусь без работы». «Нельзя, чтоб страх повелевал уму; Иначе мы отходим от свершений», – писал великий Данте.
Но, Данте – умер, страх – повелевает, как быть? Тогда некоторые седовласые гиды пошли в УФАС. И умный УФАС им сказал, что бумажки незаконные им дают. Но музеям об этом УФАС не сказал. Тогда гиды пошли в городской суд и выиграли его. Но музеи это те, что в стену клин забивали, да что правила такие вот пишут:
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ ГИДАМИ – ПЕРЕВОДЧИКАМИ в Исаакиевском соборе:
В Музей не допускаются гиды-переводчики:
а) с оружием;
б) в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также каким-либо образом нарушающие общественный порядок;
в) с чемоданами, дорожными сумками, рюкзаками, лыжами, велосипедами.
г) с мороженым, продуктами питания в открытом виде (без упаковки) и/или напитками.
Да, видно, насмотрелись, бедные музеи, как летом гид с лыжами на ногах и рюкзаком за плечами, кружащийся в танце и поющий песни, одновременно стреляя из оружия для фольклора, проводил нараспев экскурсию на иностранном языке? Странно… Кстати, не уточняется, какое оружие – холодное, огнестрельное, ядерное? Насчет животных вполне резонно – гидессы обычно ходят с мопсами наперевес.
Такая вот странная басня вышла, просто анекдот какой-то. Да и не басня это совсем. За границей кому рассказать – не поверят, у них XXI век, а на дворе нашей культурной столицы все бояре-феодалы править хотят. Как же объяснить им, что пустили их во дворцы царские не править, а сохранять достояние национальное. И что гиды-переводчики, которые каждый год миллионы иностранных туристов обслуживают, это достояние славят по всему миру, и хотят жить в веке XXI и в демократической стране?
Гиды обратились в Правительство города с тем, чтобы создать единую законную систему аккредитации или учета гидов вместо незаконных музейных лицензий. Было разработано Постановление Правительства №1330, подписанное 27.10.2008. Однако, в ходе реализации данного Постановления, в него были внесены каким-то образом дополнения, удобные музеям, но противоречащие закону, а его суть была полностью искажена.
Мы обращались за помощью к депутатам Городского собрания. Но были очень обижены, услышав от одного уважаемого депутата, что своими чаевыми, оказывается, мы можем покрыть суммы за продление лицензий.
Нам очень часто говорят о том, что гиды делают бизнес в музеях, а за бизнес надо платить. Почему тогда сотрудники музеев не платят за свой бизнес в тех же музеях? Пришел на работу – купи себе билет в кассе, и работай. А случается, что музеи и свадьбы организуют, да банкеты накрывают в своих залах. Им – можно!
Сегодня профессия гида-переводчика С.Петербурга может быть занесена в книгу рекордов Гиннесса, т. к. это – самая «дорогая» в плане подготовки профессия с полным отсутствием социальной защиты, отсутствием уверенности в завтрашнем дне. Гиды – члены нашей ассоциации имеют высшее образование, авторы книг и пособий, кандидаты наук, преподаватели высших учебных заведений.
Во всех странах мира существует лицензирование гидов, но единую лицензию им выдает государство или профессиональная ассоциация на всю оставшуюся жизнь, а не каждый музей в отдельности.
Работа гида с туристами – сложный творческий и организационный процесс, в сезон работа начинается в 9 утра и часто заканчивается к 12 ночи. В обязанности гида входит не только экскурсия, но и встреча, проводы, информационная работа с туристами, интересующимися абсолютно всем, что связано с Россией и бывшим СССР. Заработки в расчете на год невелики: от 120 до 300 рублей в час в лучшем случае. Работа – сезонная, 3-4 месяца в году в лучшем случае. Многие иностранцы, объездившие весь мир, говорят, что в Петербурге гиды – лучшие! Наши иностранные коллеги нам сочувствуют. Такого нет нигде. Такое – только в Питере.
В Основах законодательства Российской Федерации о культуре в Статье 10 говорится: «Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства».
Деятельность управляющих музейными объектами органов (дирекций музеев) должна регулироваться федеральным законодательством, а не собственными умозаключениями. Если федеральный закон не содержит описанных выше ограничений прав гидов-переводчиков на проведение экскурсий в федеральных музеях, то дирекции не вправе расширительным образом толковать ФЗ, домысливая его в свою пользу.
И последнее!!! Недавно нам было показано письмо директора одного крупного музея в прокуратуру: «…. Ассоциация, – пишет господин директор,- продолжает раздувать многоликий конфликт в сфере оказания экскурсионных услуг на территории музеев только по одной причине – ее члены хотят добиться права проведения несанкционированных музеями экскурсий, получая деньги за оказанные услуги непосредственно себе в карман (без уплаты налогов, учета финансовых интересов музеев и турфирм), в этой связи хочется отметить, что гиды стремятся добиться личных привилегий в обход турфирм – своих работодателей. Именно поэтому, подчеркивает директор, – гидов больше всех конституционных прав вместе взятых волнует получение нагрудного знака-идентификатора, как документ, подтверждающий право экскурсовода и гида-переводчика на проведение экскурсий на объекте показа, единственно законного документа для работы по профессии гида-переводчика в СПб, включая правительство города… В музее выстроена основанная на законе схема оказания экскурсионных услуг только через специальные организации – турфирмы, имеющие договоры, четко регламентирующие основные аспекты взаимодействия с музеем, позволяет нам контролировать как качество так и количество оказываемых услуг *(любой музей имеет пределы наполняемости и заботится о том, чтобы полуграмотные деляги не проводили экскурсии на его территории).
На это письмо хочется ответить господину директору и задать несколько вопросов: «Как музей может контролировать экскурсии на арабском, китайском, чешском, немецком и др. языках? Каким образом нагрудный знак – идентификатор, выданный профессиональному гиду-переводчику после 2 этапов обучения, включая музеи и аттестации, может противоречить Конституции РФ, и каким законом РФ регламентируется право музеев на дополнительное лицензирование деятельности гидов-переводчиков за большие деньги? Почему гидам не выдаются платежные документы об оплате за продление музейных «бумажек» Скорее всего на эти вопросы опять последует недовольство директора. Гиды-переводчики могут зарабатывать себе в карман, т. к. некоторые из них являются индивидуальными предпринимателями, с которыми музеи города отказались заключать договор. Хочется также добавить, что любой мало-мальски грамотный человек без особого труда объяснит различие между «делягой безграмотным» и «делягой грамотным», просто сославшись на библейскую истину: «Кому больше дано, с того больше и спросится». Как Вы, уважаемый директор, будучи образованным, позаботились о том, чтобы безграмотные стали грамотными? Какие образовательные услуги Вы предложили гидам-переводчикам в 2007 году за весьма значительную плату в размере 5900 рублей с человека? По факту не предоставленная за полученные деньги услуга, а лишь продлённое на год разрешительное удостоверение, свидетельствует о некоем налоге на право проводить экскурсии на территории государственного музея Эрмитаж, что противоречит законодательству РФ. В очередной раз напрашивается вопрос: что именно внушает вам такое недоверие к уровню образования гидов-переводчиков – «безграмотных деляг», по Вашему выражению? Диплом об окончании ВУЗа, с присвоением соответствующей квалификации? Или же удостоверение об успешном окончании курсов подготовки профессиональных гидов? Но вот чему и вовсе нет объяснения – как Вы можете не доверять «корочкам», до недавних пор смело называвшимся «лицензиями», выданным самим музеем гидам-переводчикам.
Очень грустно, чем дальше, тем – все больше лукавства и лжи.
С уважением, Татьяна Тюленева, председатель ассоциации профессиональных гидов-переводчиков