Припарки не помогут
04.03.2009
Когда болезнь зашла так далеко, что никакие припарки уже не помогут, но на операцию никак не решиться, что делать? Только шутить. Похоже, и наш кризис, а вместе с ним и вся экономическая и политическая жизнь переходят в стадию, когда о них можно писать только с юмором.
Недавно по одному телеканалу спародировали затянувшееся заговаривание кризиса нашей властью по типу действий «лекаря» из утренней телепередачи: «Травку заварим, чистотелом помажем – кризис и отпустит…» А ведь, похоже, они, там, наверху, в это верят. А чем иначе объяснить ступор власти?
Оказывается, не хватает идей. Ради поиска этих самых идей в Красноярске был затеян экономический форум – надо было слышать, как презентовала его известная бизнес-радиостанция: «Лучшие экономисты России – …» И далее список вице-премьеров и министров, работников администрации президента (Шувалов, Жуков, Набиулина, Кудрин, Дворкович) плюс «бизнесмены» из той же колоды типа Грефа.
Ну теперь дело пойдёт. Ведь раньше борьбой с кризисом занимались какие-то худшие, а теперь наконец-то возьмутся лучшие. Можно себе представить, какое богатство идей эти передовики способны породить!
Но главное – не количество идей, а их качество. Прикоснуться к нему позволил ведущий популярной радиостанции, обсмеявший очередные инициативы: оказывается, в центре лесной зоны России в качестве антикризисной меры, занимающей население, предлагается… сажать деревья. Точно как Рузвельт, сажавший деревья вдоль реки Миссисипи. Но с той лишь разницей, что вдоль американской реки, в отличие от нашей лесной глубинки, до того деревьев не было.
Это – до экономического форума. Но послушаем, что в комментариях к нему говорил на бизнес-радиостанции видный представитель «делового сообщества» – управляющий крупной инвестиционной компанией: «Ни в какие высокие технологии сейчас вкладываться неуместно; кризис затяжной, и надо занять людей, а для этого нужны не высокие технологии, а максимальные объёмы простого физического труда».
Всё ли понятно? Будем сажать деревья в лесу, принося их туда из другого леса на своих плечах, а также строить дороги вручную – лопатой и киркой. И кто сказал, что если кризис затянется, то у нас нет перспективы? Платонов с его «Котлованом» – это уже прошлое. Но зато какое обнадёживающее будущее!
С другой стороны, какого буйства идей ожидать, если у нас «бизнесмены» – это всё сплошь те же грефы, шароновы и авены, которых если что и отличает друг от друга, так только момент, когда они с министерских постов на госслужбе перепрыгнули в «частный» бизнес.
Правда, я был бы неправ, если бы не признал, что были здравые голоса и идеи. Например, обращено внимание власти на то, что никакой антикризисной программы-то так и нет! Прозвучало и предложение прекратить финансирование тех проектов, себестоимость которых (понятно, с учётом всех «отпилов» и «откатов») у нас оказывается в два-три раза дороже, чем у соседей за рубежом. Но, обратите внимание! Прекратить финансирование проектов – можно, но пресечь разворовывание средств – нет. Почему так? Потому что «реалисты»?
Или, может быть, это обычная борьба за ресурсы? Если средства изъять из проектов, где, похоже (по результатам сопоставления с зарубежными аналогами) две трети средств разворовывается, то они куда попадут? Обратно в банковскую систему. Где, вы, надеюсь, догадались, в период колебаний валютных курсов украсть их можно ещё проще и незаметнее.
А в это время поступает сообщение, повергающее в шок наших «либералов» – настолько, что они стараются его не замечать. Но мы заметим. В Китае, по статистическим данным, начинается экономический рост, причём в условиях продолжающегося спада экспорта. То есть рост не только исключительно за счёт внутреннего спроса, но даже ещё и компенсирующий произошедший обвал в спросе внешнем и экспорте. Причём налицо рост, уже не только прямо стимулируемый государством, но ещё и естественный – рост спроса на коммерческие кредиты (по ставкам разумным, а не нашим кабальным) для развития бизнеса. Казалось бы, самое бы время это и обсудить, хотя бы теперь присмотреться к опыту соседей?
Но нет, у нас – своя песня. На этом фоне наше очередное предложение: подготовить новое Бреттон-Вудское соглашение. Прекрасно. Со своим региональным финансовым центром покончили (что мелочами заниматься, если уж кризис общемировой), берёмся за перестройку всей мировой финансовой системы (пока народ в земле покопается, деревья посажает).
Обратите внимание: Китай мировой финансовой системе ничего такого особенного не предлагает (гниёт эта система – и пусть себе гниёт), но занимается своим делом. Но Россия – ведь не такой эгоист, Россия же – сразу обо всём мире заботится. Но только нескромный вопрос: что Россия миру собирается в этом смысле предложить? Опять, после всех красивых слов, – усиление МВФ? Нет, вот здесь как раз у нас, похоже, есть действительно свежие идеи. А именно: как поощрять и подпитывать обанкротившуюся финансово-манипулятивную систему не напрямую, но под прикрытием поддержки реального сектора.
Давайте сравним. Немцы, чтобы поддержать своих автопроизводителей, берут и доплачивают за сданный в утиль старый автомобиль 2,5 тысячи евро. По смыслу то же самое, как если бы из цены нового автомобиля те же 2,5 тысячи государство напрямую доплатило вам – покупателю. Но у нас – иной путь. У нас государство берёт на себя не часть стоимости автомобиля, но исключительно часть (1\3) процентной ставки по кредиту. Это при том, что кредит заведомо бандитский – около 25 процентов годовых. Это большие деньги – за три года кредита набежит четверть стоимости машины. Так нельзя ли сразу при покупке гражданином машины у завода или у его дилера государству эту четверть доплатить, без всякого банка? Нет, нельзя.
Значит, кому таким образом и на этот раз помогает наше государство? Как всегда – финансовым махинаторам. Что ж, это опыт, который, безусловно, с интересом будет воспринят мировым сообществом.