Россию сровняли с «мусором»
27.01.2015
Источник: СвободнаяПресса
Что будет с рублем после того, как S&P снизило суверенный рейтинг РФ до спекулятивного уровня
– Россия не должна позволять себе выступать в роли мышки, с которой играет кошка, – уверен экономист, экс-заместитель руководителя Счетной палаты РФ Юрий Болдырев. – Что бы ни говорилось о независимости рейтинговых агентств, надо понимать: система рейтинговых агентств – это институт глобального западного управления миром.
Это не параноидально-конспирологический подход. Просто по-другому быть не может. И для того, чтобы быть институтами западного глобального управления миром, вовсе необязательно быть мошенниками и жуликами. Система устроена таким образом, что факторы, определяющие наш рейтинг, зависят от нашего противника. Этот противник в 20 раз экономически мощнее нас и имеет возможность манипулировать рядом факторов.
В этой ситуации ответственность – и вина – нашей власти заключается не в каких-то частных нюансах ее нынешнего поведения, а в том, что она позволила втянуть наши корпорации – и прежде всего, системообразующие и полугосударственные – в такой долг перед Западом в западной валюте.
К сожалению, для наших властей прошлое не всегда становится уроком. Но здесь необходимо извлечь урок: нельзя становиться в зависимость от потенциального противника в такой степени.
«СП»: – Как выходить из такой ситуации?
– Скажу вещь непопулярную, но важную. Если проводить национально-ориентированную политику, без оглядки на западные институты, включая ВТО, нет никакой опасности в том, что добывающие предприятия в РФ попадут под полный контроль Запада. Но не должно быть и речи о том, чтобы из бюджета помогать им платить долги.
Политика должна быть совершенно другая. Национальное суверенное государство, все ресурсы которого принадлежат этому государству и его народу, имеет возможность как угодно выкрутить – в своих интересах – добывающую компанию (пусть на 100% западную), работающую на нашей территории. Это только вопрос нашей воли, нашего законодательства, и игнорирования требований ВТО.
Тогда и наша рука будет на кране с ресурсами, и все необходимые налоги будут у нас, и любую долю сверхприбыли – через налоги и прочие отчисления, включая экспортную пошлину – мы имеем возможность оставить у себя.
Но здесь все упирается в ВТО. Если наша власть по-прежнему будет держаться принципа «ВТО святее Папы Римского» – драма может перейти в трагедию.
Наши системообразующие компании закредитованы в валюте, и в этом случае мы либо должны расплачиваться, чрезвычайно туго затягивая пояса и отказывая себе в том, чтобы финансировать развитие, включая образование, здравоохранение, науку и технологию. Либо должны отдать эти закредитованные предприятия Западу на условиях, когда он в России – царь и Бог. А мы, «благодаря» ВТО, не можем ни держать руку на кране с ресурсами, ни определять темпы разработки месторождений, ни направлять заказы на машиностроительную продукцию на свои предприятия.
Повторюсь: все упирается в способность – или неспособность – власти проводить суверенную, национально-ориентированную экономическую политику. Пока наша власть, к сожалению, не продемонстрировала ни малейшего намека на способность такую политику проводить. Даже в нынешних – практически военных – условиях…