Наш «секьюрпак»
04.02.2009
Председатель правительства В. Путин, выступая в Давосе, заявил, что Россию ждёт качественное обновление страны в течение ближайших десяти-двенадцати лет. Что ж, в целом такое намерение вполне может заслуживать поддержки. Но с одной оговоркой: каково будет направление этого обновления?
Президент Д. Медведев наконец обратил внимание на ситуацию с единым государственным экзаменом (ЕГЭ). Он процитировал один из вопросов методички по подготовке к ЕГЭ по истории и чудовищные варианты ответов на него. Реакция СМИ последовала незамедлительно: сначала сообщили, что президенту подсунули фальшивку, затем уточнили, что это из вариантов ЕГЭ 2006 года – мол, проехали. Но, значит, всё-таки было? И кого за вариант ответа с «расстрелом всех немецких военнопленных» привлекли к ответу или хотя бы уволили со службы?
Затем министр образования А. Фурсенко в эфире телеканала «Россия» на всю страну заявил, что «этот листок – непонятно из какого пособия…» и что сегодня подобного уже нет. Но тут же телеканал продемонстрировал, что всё это продолжает издаваться. Правда, пилюля была подслащена: министерством подготовлен некий проект документа, который будет регулировать издание методической литературы для ЕГЭ.
Но мне хотелось бы напомнить, что до начала не подготовки к ЕГЭ, а уже самих ЕГЭ остаётся менее четырёх месяцев – когда же проект «документа», до которого почему-то раньше не додумались, станет нормативным актом? И успеют ли издать «правильные» методические материалы хотя бы до начала ЕГЭ?
В качестве же универсального рецепта государственный телеканал порекомендовал нам материалы исключительно с грифом ФИПИ – Федерального института педагогических измерений. Что ж, это могло бы обнадёжить тех, кто ещё не знаком с творчеством этого храма науки. Но что делать тем, кто в отличие от наших высших руководителей и редакции телеканала «Россия» уже и с этой «панацеей» столкнулся?
Так, открываем «Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: ИСТОРИЯ <…> – Федеральный институт педагогических измерений». Куплено не с рук за углом, а в центре Москвы в магазине «Педагогическая книга». И выясняем (стр. 200–201), что в ответ на вопрос об одной из войн, каковых в нашей истории было немало, необходимо написать: «русскотурецкая». Здесь я должен попросить корректора «ЛГ» не править то, что я написал, – это не я ошибся, а освящённое ФИПИ пособие требует от наших детей именно такого написания. Равно как и написания «церковныйраскол», «ядерноеоружие» и «ГосударственнаяДума».
Но почему со столь явным нарушением правил русского языка? Надо понимать, у них для считывания ответов с бланков «программа такая» – дефисы и пробелы не понимает…
Ну, подумаешь, сочтёт кто-то, разве сложно школьнику войти в положение важных и занятых взрослых людей, у которых «программа такая», и запомнить, что на экзамене по истории один раз надо написать неправильно? Пожалуй, несложно, и некоторые справятся. Но только ведь смысл обучения в школе не только в том, чтобы что-то узнать и один раз (на экзамене) использовать, но ещё и в том, чтобы некоторые важные навыки довести до автоматизма. В условиях стресса на экзамене – какое написание должен подсказать этот «автомат»? И если «автомат», который для ЕГЭ по истории надо настроить против правил русского языка, даст сбой и заставит писать грамотно, кто виноват? И если затем на ЕГЭ по русскому школьник напишет по спецправилам ЕГЭ по истории – кто тогда виноват? Получается, только сам школьник.
Ну а мы самим себе можем ответить, кто виноват? Составители тестов – известные, но с фамилиями, никому и ни о чём не говорящими? Или руководители Министерства образования, как это было только что продемонстрировано, абсолютно не владеющие ситуацией? Или же руководители государства, отвечающие, кстати, и за кадровую политику в своём правительстве, и за весь этот замечательный эксперимент с ЕГЭ?
А ведь подобных примеров абсурдности не отдельных заданий, а всей системы нынешнего поголовного ЕГЭ, явно не продуманного и не подготовленного достаточно кропотливо и профессионально для того, чтобы быть внедрённым безальтернативно, – множество. И это ни для кого не секрет. Реакция же типична: одно из правил нынешнего ЕГЭ – недопустимость апелляции на содержание заданий и правила заполнений бланков…
Если это не «правовой нигилизм», то что же ещё?
Но каждый новый день преподносит новые сюрпризы.
Так, в московских школах родителям выпускников под расписку вручили памятку для участника ЕГЭ («иллюстративный материал»).
Комиксы для совсем тупых видели? Так это ещё по сравнению с памяткой – верх интеллектуального творчества. Пиктограммы представляете? Уже для безнадёжно тупых? Или в ситуациях, когда объяснять некогда, например, на дорожных знаках? Вот это – оно. Но каково содержание!
Так, первая страничка озаглавлена: «Образовательное учреждение (ОУ)» и имеет подзаголовок «Выдача участникам ЕГЭ пропусков на экзамен». И что же важное на ней изображено? Два головастика (видимо, участники ЕГЭ) за партами и ещё один головастик (должность не установлена) вручает, надо понимать, участнику ЕГЭ бумагу с надписью «пропуск». И далее ещё на двенадцати страницах всё в таком же духе. Явно, извините, передрано, не приходя в сознание, с какого-то американского пособия для умственно отсталых.
Но главное – впереди. Как вы думаете, что может быть изображено на последней картинке? Даже подскажу… Что в нашей великой, встающей с колен, хотя и всего лишь «энергетической», но всё же «державе» может запечатывать некий, видимо, руководящий процессом головастик с неустановленными должностными, половыми и возрастными признаками в конце действа? Разумеется, «Секьюрпак»…
В тех же упоминавшихся телепередачах нам разъяснили, что «происходящее в мировой экономике – за гранью понимания мировыми банкирами и аналитиками». Но происходящее у нас самих – вне всякого мирового кризиса – ещё в зоне понимания? Разве за рамки ещё не вышло? И какое же обновление нас ждёт?