Санкционный контрудар
18.08.2014
Москва может ограничить ввоз промтоваров из США и ЕС
Взять, например, ситуацию в автопроме. Мы собираемся запретить ввоз готовых иномарок, но рассчитываем сохранить их промышленную сборку на своей территории. А что, если Запад в ответ перекроет нам промсборку – прекратит поставки машинокомплектов?!
«СП»: – Что в этой ситуации делать? Отказаться от ответных санкций?
– Я «за» введение ответных санкций. Но нужно еще и вкладывать серьезные деньги в развитие отечественного автомобилестроения, а главное – менять базовые подходы к управлению отраслью. То же касается авиапрома, судостроения, других отраслей.
На мой взгляд, Россия сейчас находится в состоянии критической зависимости от Запада. И российскому руководству крайне важно не заниматься мелким пиаром, пытаясь находить наиболее безболезненные ответные санкции, а срочно создавать ключевые модернизационные институты новой экономики.
«СП»: – Создание таких институтов – дело небыстрое. Как нам продержаться в переходный период?
– Нужно всерьез разворачивать связи с государствами, которые решали аналогичные задачи по импортозамещению. Это поможет решить вопрос, например, с обеспечением нашего рынка медицинским оборудованием. Скажем, Индия и Китай производят очень много из того, что в медицинской области требуется каждый день.
И не нужно говорить, что качество китайских изделий заведомо ниже европейских. Проблемы возникают не из-за того, что Индия и Китай не умеют делать качественные товары, а из-за того, что система российских закупок очень коррумпирована. Если мы у себя решим вопрос предъявления адекватных требований к технике, которую закупаем, наверняка в Индии и Китае по абсолютному большинству позиций найдется, что купить.
«СП»: – Сколько реально времени нам нужно на развитие собственного производства по ключевым направлениям?
– Ответ на этот вопрос требует тщательных расчетов. В целом, нам не стоит делать резких движений, вводя ответные санкции, но вместе с тем необходимо срочно и серьезно вкладываться в развитие собственной промышленности, сколько бы времени это не потребовало…
Фото ИТАР-ТАСС/ Вадим Жернов.