Не лить воду на чужую мельницу
21.10.2017
Юрий Болдырев о первом совещании формируемого «теневого правительства»
Сколько раз за свою политическую жизнь слышал я сакраментальное: «Так объединитесь вы все, наконец!». И мы прилагали усилия, старались объединить то, что, по большому счету, против единого противника должно быть вместе. Но, одновременно, каждый раз сталкивались и с мощнейшими попытками влиятельных сил такого объединения не допустить либо затем уже изнутри разложить, внести раскол. Ибо вечное оружие всех и всяческих паразитов на нашей шее — разделять и властвовать.
Кого, на какой основе и ради чего объединяем?
17 октября в Москве прошло первое совещание выдвигаемой национально-патриотическими силами команды будущего правительства единого кандидата в президенты на выборах 2018 года от национально и социально ориентированных сил.
Напомню предысторию: мы пытаемся добиться разрушения искусственных, зачастую, надуманных применительно к современной действительности перегородок — даже не между разными партиями, но, прежде всего, между гражданами страны, в большинстве своем реально заинтересованными в одном и том же: в анти-олигархическом и анти-компрадорском национальном и социальном возрождении.
Соответственно, у каждой стороны переговорного процесса есть своя основа: у КПРФ — это их «10 шагов» (легко найти на сайте КПРФ); у ПДС НПСР (Постоянно действующего совещания национально-патриотических сил России) — свои «10 тезисов», еще пять лет назад легших в основу формирования Совещания (есть на сайте ПДС НПСР). Важно заметить: при всех формальных идеологических различиях, ничто в этих документах не вызывает решительного неприятия сторон — эти документы являются взаимодополняющими друг друга.
Плюс в марте текущего года на Московском экономическом форуме была согласована основа единой социально-экономической программы, равно приемлемой и для коммунистов, и для националистов, имперцев и даже монархистов, входящих в ПДС НПСР (см. «К единству в действии»).
Затем возникла некоторая пауза в переговорах (завис вопрос о согласовании общей позиции на переходный период по государственному управлению и конституционному устройству), во время которой ПДС НПСР начал выдвижение своей части команды «правительства народного доверия», о чем я писал ранее (в т.ч. см. «Разлагающаяся олигархия не способна сопротивляться Западу»). По сути, мы начали формировать широкую межпартийную (но, безусловно, национально ориентированную) команду к предстоящим выборам президента страны. И рассчитываем, что эта команда будет работать не только на эти выборы, но и в дальнейшем.
Признаки нового этапа сотрудничества
13 октября перед заседанием Юбилейного комитета к 100-летию Октябрьской революции мы подробно обсудили ход переговоров и перспективы дальнейшей работы с лидером КПРФ Г. А.Зюгановым и договорились работу продолжить. В том числе, завершить переговоры по государственно-правовой и конституционной тематике, а после празднования юбилея (после 7 ноября) — провести и уже совместную работу по формированию единой команды, по сути, теневого (то есть, альтернативного нынешнему, предлагаемого как команда будущего единого кандидата в президенты) правительства.
После чего я рассказал о проводимой работе участникам Юбилейного комитета. И, что считаю важным, если в прошлый раз, весной, мое выступление на этом же комитете было встречено позитивно не всеми (в частности, решительно против переговоров с ПДС НПСР выступил Л.Калашников, которого читатели могут знать по многочисленным выступлениям в дискуссиях на международные темы на центральных телеканалах), то на этот раз какой-либо негативной реакции, во всяком случае публичной, не было.
Более того, на наше совещание 17 октября КПРФ делегировала, наряду с постоянным координатором переговоров от КПРФ В.Н.Тетекиным, еще и зампреда ЦК Ю.В.Афонина, что, с моей точки зрения, несмотря на сохранение большого количества проблем и противоречий, тем не менее, свидетельство серьезного отношения руководства КПРФ к нашему переговорному процессу.
Первая встреча формируемой команды
К сожалению, в нашем совещании 17 октября по различным уважительным причинам не смогли принять участие П.Н.Грудинин (которого мы заочно поздравили с избранием еще и главой Совета города Видное Московской области), О.Н.Смолин, Н.В.Коломейцев, В.В.Кудрявый и В.И.Соболев (последние двое выступали у нас на прошлом заседании ПДС НПСР, и ролики их выступлений о проблемах энергетики и армии вызвали интерес и набрали в сети значительное количество просмотров).
Вообще, понятно, что собрать в одно время в одном месте столь занятых людей — непростая задача.
Но участвовали и выступали В.И.Алкснис, В.Н.Боглаев, И.А.Гундаров, Л.Г.Ивашов, Е.Л.Рохлина, В.М.Симчера, И.И.Стрелков и другие. Кроме того, присутствовали родные и близкие тех участников нашей команды, которые томятся в заключении по, с нашей точки зрения, необоснованным и беззаконным приговорам судов: матери Александра Соколова и Валерия Парфенова, а также жена Кирилла Барабаша.
Каналом Нейромир-ТВ велась прямая трансляция совещания в сети (несмотря на ряд технических проблем, тем не менее, искренняя благодарность И.В.Бощенко — ведь эта большая работа тоже делалась не за плату, а, что называется, на чистом энтузиазме). И сейчас запись совещания доступна.
Что же показало совещание?
«За стеклом»
На первый взгляд, «кухню» не надо показывать посетителям — аппетит можно испортить.
Особенно, если на «кухне» вдруг выявляется этакое упадничество части участников: мол, да никто это есть все равно не будет, все равно все бесполезно и т. п.Притом, что изначально, вроде, приглашали в «повара» (в команду) тех, кто на протяжении длительного периода активной деятельности подобного пессимизма никак не демонстрировал.
Что ж, никакого неуместного бодрячества и необоснованного оптимизма мы требовать друг от друга, конечно же, не должны. И на рабочих совещаниях, разумеется, допустимы и самые нелицеприятные оценки реальных перспектив дела. Оптимизм — он, строго говоря, как раз в том, что несмотря на ясное осознание всеми совершенной несопоставимости сил и ресурсов, тем не менее, от борьбы мы не отказываемся. Но, согласитесь, звучит парадоксально (когда «в одном флаконе»): с одной стороны — предложение представить избирателям реальную картину, буквально, катастрофы в стране и найти какие-то простые и ясные лозунги, за которыми «народ потянется», а с другой стороны, причем, не среди лишь «своих», а под камеру прямой трансляции, что все равно наш противник победит…
В общем, нужна ли зрителю вся эта внутренняя «кухня» еще только начавшей формироваться команды — большой вопрос.
Но есть и другой подход: сделать «кухню» такой, чтобы было не стыдно ее показать. И над этим тоже придется работать.
Во всяком случае, вдумчивый зритель, просмотрев все это, сможет оценить хотя бы малую долю тех серьезных препятствий, с которыми нам приходится сталкиваться, в том числе, во внутренней организационной работе. А не вдумчивый — и смотреть столь длинную видеозапись не станет.
Как расколоть с таким трудом собираемое?
Второе. Чем ближе к успеху наш переговорный процесс — тем активнее его прямые и скрытые противники. Не только в Кремле (что естественно) и внутри наших партнеров по переговорам — КПРФ, но, как теперь выяснилось, и в среде национально-патриотических сил. Поясню. Это — мой укор в адрес ряда моих же уважаемых товарищей по ПДС НПСР и команде потенциального «правительства народного доверия», который, может быть, надо было бы высказывать в своем узком кругу (что я, разумеется, уже сделал — и на самом совещании, и затем, уже без камер, после его окончания). Но ограничиться этим можно было бы только в случае, если бы все совещание не транслировалось в прямом эфире и не стало бы достоянием публики.
Итак, пауза в переговорах была инициирована не нами. И в период этой паузы, с моей точки зрения, было больше оснований заявлять те или иные претензии к партнерам по, скажем откровенно, находившимся на грани срыва переговорам. Но вот, кажется, что-то сдвинулось, партнеры (КПРФ) выражают готовность к продолжению совместной работы и, более того, демонстрируют уважение — направляют на наше совещание одного из руководителей своей партии (зампреда ЦК Ю.В.Афонина). Не основание ли это, сохраняя, возможно, и все прежние подозрения и даже скепсис (каждый имеет на это право), тем не менее, проявить максимальные уважение и корректность? Как минимум, просто как к гостям, прибывшим по нашему приглашению на нашу территорию — на наше совещание?
Согласитесь, одно дело — дебаты: да руби всю «правду-матку» сколько сможешь, хотя и понимай, что и в ответ получишь. И совсем другое дело — совещание, на которое приглашены партнеры по переговорам, а в данном случае — еще и гости в качестве наблюдателей.
Разумеется, в повестке нашего заседания 17 октября, посвященного подготовке к нашему собственному съезду, внимание: вообще не значился вопрос о каком-либо отчете партнеров по переговорам, их планах и т. п.— они, повторю, вообще были приглашены на наше совещание как наблюдатели, планирующие подключиться к работе по формированию единого теневого правительства после 7 ноября (о чем я в своем вступительном слове предупредил).
И, в любом случае, полагаю совершенно неуместными любые оскорбления, формулировки типа «сливной бачок» и т. п., а также провоцирование путем оскорбления лидера партии (повторю, как бы конкретный выступающий к нему ни относился) в его отсутствие, но в присутствии его заместителя. Что должны были сделать представители КПРФ Ю.В.Афонин и В.Н.Тетекин? Встать и решительно покинуть место, где их самих, их партию и ее лидера столь демонстративно не уважают?
Вынужден был там же, на заседании, во-первых, выступить против подобных методов ведения «дискуссии» некоторыми моими товарищами. И, во-вторых, поблагодарить гостей за проявленную выдержку.
Здесь же сейчас еще раз публично приношу извинения нашим партнерам по переговорам — КПРФ. А также призываю своих товарищей к самому элементарному: если ведем переговоры, если не принимали решение об их прекращении, если пригласили людей на свое совещание, то должны быть корректными и никому из своей команды не позволять партнеров по переговорам и гостей оскорблять.
Как это сделать — как сделать так, чтобы подобное больше не могло повториться, с кем бы переговоры ни велись?
Притом, что речь не о единой организации, в которой может быть внутренняя дисциплина, но об организационно более сложном образовании, состоящем из независимых, но, по смыслу исходного объединения, в основе своей сонаправленных людей. Тем не менее, думаю, это предмет, как показало прошедшее совещание, необходимого и назревшего специального обсуждения и решения. Может быть, коллеги сочтут возможным обсудить этот вопрос на ближайшем заседании ПДС НПСР 23 октября.
Высшая ли ценность беспартийность?
Третье. Велико искушение воспринимать шаг партнера по переговорам навстречу уже чуть ли ни как его зависимость и, соответственно, начать «диктовать условия». Формулировка «на наших условиях» вообще, к сожалению, из уст моих товарищей звучала неоднократно, что совершенно неадекватно ни элементарной культуре, в данном случае, даже не ведения переговоров, а просто приема гостей… Ни, признаемся себе честно, реальной расстановке политических сил.
Да, не любое предложение и решение ПДС НПСР устроит КПРФ и, точно так же, не любое решение КПРФ будет поддержано ПДС НПСР. Очевидно. Но это — никак не основание пытаться заранее диктовать условия.
В том числе, совсем, мне представляется, буквально, заигрались в требования к будущему кандидату в президенты, вплоть до того, что он, оказывается, «должен быть непартийным». Это с чего же вдруг?
Да, конечно, если мы пытаемся объединить силы, далеко выходящие за рамки представляемых партий и движений, то естественно искать, по возможности, максимально взаимоприемлемую кандидатуру, не ассоциирующуюся лишь с узкопартийными интересами. Но это вовсе не означает, что будущий единый кандидат, да еще и выдвигаемый, хотя и, как мы надеемся, по согласованию с более широкими силами, тем не менее, строго по закону именно от КПРФ (иначе надо собирать подписи граждан, которые, как показывает опыт, в нашей системе практически гарантированно «забракуют»), почему-то, по какому-то нашему ничем не обоснованному требованию, вдруг должен быть обязательно вообще беспартийным…
Есть целый ряд известных авторитетных политиков и управленцев, никак не ассоциирующихся в глазах граждан-избирателей лишь с узкопартийной деятельностью (мы же хотим получить широкую, выходящую за рамки идеологии конкретной партии поддержку), начиная с директора совхоза имени Ленина П.Н.Грудинина, директора Череповецкого литейно-механического завода В.Н.Боглаева и руководителя Движения в поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки В.И.Соболева. Не говоря уже о губернаторе Иркутской области С.Г.Левченко и мэре Новосибирска А.Е.Локоте. Так и что же — их членство в КПРФ или какой-то иной сонаправленной (то есть, национально и социально ориентированной) партии должно быть препятствием для их выдвижения и нашей их поддержки как кандидатов в президенты страны от широкого национально и социально ориентированного объединения?
Опять «царь добрый»?
Четвертое. Вера в «доброго царя» и «плохих бояр» остается совершенно непреодолимой и поднимается из таких глубин и в такие неожиданные моменты, что просто диву даешься. Откуда угодно ожидал услышать тезис о необходимости «перетягивать» нынешнего президента на свою сторону, но только не из рядов выдвинутых членов команды, по сути, теневого правительства. То есть, команды будущего единого кандидата в президенты, альтернативного нынешнему главе государства.