Белорусский бензин польется в Россию – ждать ли снижения цен? Комментирует: Юрий Болдырев
30.03.2021
Правительство поручило Минэнерго проработать вопрос поставок бензина из Белоруссии для того, чтобы увеличить предложение на внутреннем рынке. Подробно поставки не обсуждались, но начало положено? До этого Счетная палата в своем годовом отчете предупредила о риске повторения топливного кризиса 2018-го года .В Независимом топливном союзе (НТС) полагают, что до конца года цены на бензин в рознице могут вырасти более, чем на 6% (инфляция сейчас составляет 5,8%), а при негативном сценарии – на 14%. Сможет ли импорт с белорусских НПЗ стабилизировать ситуацию на российском рынке?
В марте процесс роста оптовых цен на топливо, который обозначился еще с начала года, продолжился и побил рекорды, хотя ранее Правительство РФ пыталось сдержать рост цен на бензин. На совещании у вице-премьеров двух стран Александра Новака и Дмитрия Григоренко были приняты меры корректировки демпфирующей компоненты по бензину для нефтяников. Так как на мировом рынке нефть растет в цене, то отечественным производителям выгоднее отправлять сырье за рубеж, чем перерабатывать и продавать на внутреннем рынке. От этого и возникает такая безумная ситуация, когда нефтяная держава, богатая природными ископаемыми, пустит на рынок белорусский бензин, импорт которого в последние годы был минимизирован, особенно в 2020 году, когда Россия защищала внутренний рынок.
Эксперт Финансового университета Игорь Юшков в беседе с Накануне.RU объясняет, что у Правительства РФ достаточно инструментов, чтобы регулировать цены на топливо, ведь 70-80% стоимости бензина – это различные налоговые сборы, и с помощью их сокращения власти вполне могут добиться снижения цены, но государство не хочет терять сборы, снижая налоги. Сейчас легче договариваться с компаниями и совместно регулировать цену, но нефтяники тянут одеяло на себя и требуют больше, чем государство готово дать?
“В целом ситуация не совсем понятна, потому что в начале марта заявлялось, что нефтяные компании нашли компромисс с Правительством, и с 1 мая будут скорректированы демпфирующие надбавки, нефтяники будут получать больше от государства, соответственно, они не должны поднимать стоимость топлива и наполнить внутренний рынок. Поэтому, видимо, нефтяные компании и Правительство не смогли достигнуть договоренности, ведь предполагалось, что механизм будет работать только с 1 мая, но при этом увеличить выпуск топлива нефтяники должны были уже сразу с начала марта. Поэтому, может быть, Минэнерго пытается надавить на компании”, – говорит эксперт.
Игорь Юшков уверен, что нашему рынку не нужно белорусское топливо, у нас достаточно собственных мощностей, чтобы насытить внутренний рынок: “Например, в прошлом году добыли 512 млн тонн сырья, половину переработали и только 90 млн тонн отправили на внутренний рынок. Большая часть переработанного сырья все равно уходит в виде нефтепродуктов на экспорт. Поэтому мощностей российским НПЗ предостаточно, чтобы наполнить рынок, вопрос к компаниям – почему они этого не делают? Понятно, что они просто пытаются давить на Правительство, получить лучшие условия по демпфирующему механизму.
Грубо говоря, Новак пошел на шантаж, мягко – мы наблюдаем некий лоббистский процесс, где каждый преследует свои интересы. Но пока на мировом рынке цены на нефть растут, то отправлять сырье на внешний рынок будет все более выгодно. Пока кабмин с нефтяниками играют в “тяни-толкая”, абсурдность ситуации, когда одна из самых богатых нефтью стран закупает бензин у соседей, становится понятна даже сторонникам экономического мейнстрима, говорит в беседе с Накануне.RU экс-зампред Счетной палаты, экономист Юрий Болдырев, ссылаясь на недавнее интервью сторонника либерального лагеря – профессора экономики Принстонского университета Олега Ицхоки.
“Он сугубо мейнстримовский либерал, но и то в этом интервью он говорит, что, разумеется, правильная политика для России – это ограничение вывоза нефти и нефтепродуктов путем установления высокой таможенной пошлины на экспорт сырья. Это то, что делал еще Глазьев в 1992 году, когда был заместителем министра внешнеэкономических связей. Это то, что действовало длительный период у нас в начале нулевых годов, и то, что нынешняя власть планомерно заменяет на налог на добычу полезных ископаемых”, – говорит Юрий Болдырев.
То есть сейчас, по мнению эксперта, власть переносит центр тяжести налогообложения с экспортной пошлины, которая делала бы невыгодным излишний экспорт и гарантировала бы избыток нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке, на налогообложение внутреннего рынка и соответственно, планово ухудшает одно из преимуществ для нашей экономики – сравнительно низкие цены на энергоресурсы.
“Наша власть в этом смысле принципиально проводит политику, с моей точки зрения, антинациональную, противоречащую не только идеям протекционизма, но даже идеям, высказываемым представителями экономического мейнстрима, – полагает Юрий Болдырев. – Власть ведет плановую политику доведения цен на топливо в России до европейских, американских, мировых, хотя это абсолютно неадекватно ни условиям России, ни возможностям России, ни целям какого-либо промышленного роста”.
В то же время и белорусам также более выгодно продавать топливо в северо-западную Европу и на Украину, по крайней мере, пока нефть не дешевеет на мировом рынке. У нас же сейчас оптовая стоимость топлива немного падает – АИ-92 подешевел 29 марта на 0,81%, до 53,6 тыс. руб. за тонну, АИ-95 — на 0,9%, до 55,9 тыс. руб. за тонну, но это очень незначительно, все равно цена остается высокой, буквально на пределах исторических рекордов, несмотря на заверения Минэнерго в том, что топливный кризис не повторится.
“Бензин вряд ли подешевеет даже в том случае, если Правительство и компании договорятся, – говорит в беседе с Накануне.RU Игорь Юшков. – Скорее государство заинтересовано сейчас в том, чтобы сдержать рост цены и зафиксировать ее. В начале марта как раз и была договоренность, что компании на своих АЗС не будут поднимать ценники”.
Эксперт подчеркивает, что стоимость топлива – это еще и политический вопрос, социально значимый, поэтому предполагается, что государство будет делать все, чтобы цены не росли, чтобы народ не беспокоился, и сентябрьские выборы в Госдуму прошли хорошо. В свою очередь компании тоже это прекрасно понимают и пользуются моментом, продолжая давить на власти с целью получить больше выгоды, заключает Игорь Юшков.