Сайт единомышленников Болдырева Юрия Юрьевича

  •    «Я предложил шахтёрам: Не ждите, что кто-то добрый за вас решит проблемы. Выдвиньте своего человека и предложите разным партиям, любым, кто возьмёт. Мы — возьмём. Только давайте так, если в Думе начнёт налево и направо собой торговать — сами с ним разбирайтесь. Нам нужны такие, чтобы потом не продавались... Знаете, что они мне отвечают? «Таких, чтобы не перепродавались, не бывает». Что мне осталось им сказать напоследок? Нечего плакать. Если у вас таких не бывает, то вам ничего не остаётся, кроме как идти и сдаваться тем, у кого такие бывают — китайцам, японцам, американцам... Если общество не способно бороться с предательством — оно просто будет стёрто с лица земли. Это — то главное, что, похоже, наши люди ещё не осознали»

Станет ли цифровой рубль ответом на банковские санкции?

25.02.2022

Коллаж, цифровой рубль (2020) | Фото: Накануне.RU

Давний спор между Центробанком и Минфином за криптовалюты, видимо, подходит к своему логическому завершению – на фоне военных действий и вводимых санкций, кажется, министр Силуанов все-таки одержал верх, пишут СМИ. В России могут не только легализовать криптовалюту с минимальными налогами, но и введут цифровой рубль для внутренних и региональных расчетов. Однако, нужен ли сейчас этот крипторубль, хватит ли у страны ресурсов для этого, а также может ли это стать эффективным ответом на санкции – об этом в беседе с Накануне.RU рассуждал экономист, экс-зампред Счетной палаты Юрий Болдырев.

 

– Спор между профильными ведомствами разрешается в самый, как кажется, неподходящий момент. Или подходящий? Может ли криптовалюта действительно стать ответом на санкции?

 

– К частным криптовалютам я отношусь, как к любому частному мероприятию, мало подконтрольному каким бы то ни было властям или обществу. То есть это может быть чьим-то энтузиазмом, но может быть и перехвачено какими-то мошенниками, которые построят пирамиду и потом ее обрушат. Что касается криптовалюты государственной – сразу оговоримся, она не имеет никакого отношения к криптовалютам типа биткоина. Это как “ключ” от замка, и “ключ”, который течет – слово одно и то же, понятия разные.

 

Криптовалюта государственная – это деньги не “котловые”, то есть неважно, откуда пришли и смешиваются в одном котле, а это деньги как бы меченые целевым образом, которые можно отслеживать. Ближайшая аналогия – это как если бы мы, получая зарплату, переписывали бы номера, расплачивались бы в магазине и снова переписывали номера, чтобы вся цепочка прослеживалась по конкретной купюре. Это аналогия государственной криптовалюты.
Некоторые специалисты, включая акадмика Глазьева, считают, что запуск такой криптовалюты позволит лучше отслеживать бюджетные расходы, целевое назначение расходных средств и так далее. Единственное, что я добавлю – что основные механизмы наведения порядка в бюджете известны и категорически не используются и даже саботируются этой государственной властью.
– В таком случае эффективности от использования цифрового рубля ждать не стоит?
– Если наша государственная власть категорически саботирует более простые и ясные механизмы контроля за целевым использованием бюджетных средств в интересах государства, а госкорпорации, как мы знаем, сливают деньги в частные кошельки или на дворцы – то в этих условиях нет никаких оснований считать, что запуск государственной криптовалюты будет нацелен именно на наведение порядка в обеспечении целевого расходования бюджетных средств.
Если вы всей прочей деятельностью демонстрируете свою добросовестность, то я готов допустить, что и криптовалюту государственную как механизм “цифровых меченных денег” (я бы вообще не называл это “государственной криптовалютой”) будут использовать для наведения порядка. Но если все прочее не используется для наведения порядка, то и здесь рассчитывать на успех и эффективность у меня оснований нет.
– Использование цифрового рубля для внутренних платежей может стать асимметричным ответом на санкции, трудности с долларовыми операциями?
– На санкции в период необъявленного военного положения государство должно отвечать тем, что все-таки самые богатые не получают компенсации от государства с еще большим размахом, так как они “страдают от санкций”, а наоборот, начинают свои личные состояния вкладывать в общий котел обороноспособности, возрождения отечественной промышленности, науки и так далее. Такой ответ должен бы быть, но никакого намека на такой ответ нет, в том числе на решительное повышение налогов на сверхбогатых, на состояния, передаваемые сверхбогатыми по наследству и прочее.
Нет никакого намека на “социализацию богатства”. А любой другой ответ мне кажется еще более лицемерным, чем эффективным.
– Хватит ли мощностей для криптовалюты?
– Это такая фантастическая шизофрения – когда одной рукой беспокоятся о климатической повестке, а другой рукой делается все более коротко живущая электроника, автомобили и прочее – как будто они мало требуют энергии, но огромное количество ресурсов требуется на переработку и прочее. Нельзя ведь ездить 20 лет на одном автомобиле – через лет 5 будь добр поменяй. Аналогично и фантастические энергоресурсы тратятся и на фантастическую игру – этот майнинг не есть производство чего-нибудь, имеющего смысл, кроме того, что мы договорились расходовать вот такие объемы энергии. То есть это абсолютное проедание ресурсов, бесполезное и крайне вредное. Я являюсь категорическим противником этого. С моей точки зрения, это такой очень вредный сговор по абсолютно бессмысленному растранжированию ресурсов человечества.
– Что бы вы предложили вместо цифрового рубля, например?
– России как энергетической державе нужно было бы разработать стратегию по ключевым направлениям использования излишков энергии углеводородов, когда от них могут отказаться в перспективе окружающие страны по политическим или военно-политическим причинам. Нужно было бы расписать – вот они ключевые направления по нефтехимии, по строительству дорог, более масштабному использованию алюминия, причем не на экспорт, а для себя. Но такая стратегия – точно не должна быть направлена на майнинг криптовалют.
И вот у нас избытки энергии, мы, вроде как, должны сплотиться, а в Кузбассе люди замерзают, потому что нечем топить – уголь ушел на экспорт, для населения его не хватает, не говоря уже о том, что это самое экологически грязное топливо. Никто газ и электроэнергию подводить к домам не собирается, люди замерзают – и о каком майнинге тут говорить? На государственном уровне заботятся о криптовалютах, а люди в регионах замерзают, потому что нечем топить. Вот такой абсурд.
Автор: Евгений Иванов

https://www.nakanune.ru/articles/118433/

 

Анонсы
Санкт-Петербург. Встреча с Юрием Болдыревым (26.09.2017)
Дебаты Игоря Стрелкова и Юрия Болдырева на канале РОЙ ТВ
Наши партнёры